Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

138 О. Н. Лебедева Факультет математики, физики и информатики, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. М. Пономарева ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ Современная ситуация диктует свои условия игры: в школах участились попытки террористических актов. Средства массовой информации, кино- и ви- деоиндустрия, жестокие компьютерные игры – все это негативно воздействует на психику ребенка, вызывает неадекватную реакцию. Агрессивное поведение детей стало «болезнью» современной школы, это не просто явление, а социаль- ная, психологическая и педагогическая проблема, которая требует особого внимания. Поведение в детстве позволяет предсказать поведение человека в будущей взрослой жизни. Ученые из института РАН провели исследования во многих крупных и малых городах России, в которых участвовали «трудные» и обычные подростки-старшеклассники. Опросы проводились входе традици- онного личного интервью и в режиме онлайн с помощью сети Интернет. Выво- ды довольно плачевны, среди школьников 10–11-х классов почти половина (49 %) имеет опыт участия в драках (среди 7–9-классников доля школьников составляет 25 %, то есть каждый четвертый подросток). С понятием «ванда- лизм» и со знанием дела на личном опыте знакомы 47 % учащихся. Самым тре- вожным фактом оказалось то, что 6% детей признались социологам в избиение с группой человека [1]. Доля «законопослушных» подростков с 2010 года сни- зилась почти вдвое: с 29 до 13 % от числа опрошенных. В последние годы научный интерес к проблеме детской агрессивности су- щественно возрос, что стало предметом исследований ученых различных стран, среди которых наибольшим признанием пользуются работы А. Адлера, А. Бандуры, К. Лоренца, А. Басса, Д. Ричардсона, З. Фрейда, Э. Фромма. В ра- ботах отечественных исследователей можно выделит работы А. А. Романова, Е. К. Лютовой, Г. Р. Хузеевой, И. А. Фурманова и других авторов, рассматри- вающих проблему детской агрессивности, причины ее возникновения и подхо- ды к ее преодолению. И. О. Смирнова в своих исследованиях утверждает, что: агрессивность де- тей имеет различную природу, в соответствии с этим можно выделить две группы агрессивных детей. Первую группу агрессивных детей характеризует то, что они воспитываются в духе ослабленного внимания к ним родителей, между членами семей часто существует конфликтные напряжённые отношение, в которые вовлекаются и сами дети, ребёнок подвергается строгим наказаниям. Агрессия проявляется в таких семьях в различных формах. Природа агрессивности у детей этих двух групп различна: для первой группы детей агрессивность имеет защитный характер и связана с неудовлетво-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=