Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

119 мыслить художественными образами (это связано с двумя сферами психиче- ской деятельности: художественным мышлением и речью) и воплощать свои мысли и переживания в произведениях словесного искусства. Литературная одаренность проявляется с помощью наличия жизненного восприятия и читательского опыта у учеников. Это проявляется гораздо позд- нее, чем, например, музыкальная или изобразительная одаренность. Здесь, так- же, большую роль для ее формирования и развития играет значимость социо- культурных факторов. Актуальность и значимость изучения литературной одаренности и перспектив ее развития связаны как с общими вопросами ода- ренности, так и с потребностью в сохранении той роли, которую традиционно играло искусство слова в утверждении базовых ценностей русской культуры. Отметим, что литературоцентричность русской культуры давно стала очевид- ным фактом, что и было отмечено в работах таких разных исследователей рус- ской литературы и культуры, как Д. С. Лихачев и Ю. М. Лотман; В. В. Кожинов и А. М. Панченко, а ценности, сформировавшиеся в русской словесности, стали доминантными для всей русской культуры [1, c. 91]. Традиционно для работы с одаренными детьми используют следующие формы: творческие ринги и интеллектуальные марафоны знаний; конкурсы, олимпиады, кружки, мастерские. Работа с талантливыми ребятами реализуется при помощи составляющих технологии проблемного обучения. Преподаватели на занятиях создают такие ситуации познавательного затруднения, при которых учащимся необходимо для изучения новой темы самостоятельно воспользоваться мыслительными операциями, среди которых выделяют синтез, анализ, сравнение, аналогию и обобщение. Такая методика позволит организовать активную самостоятель- ную деятельность у учеников, также поможет им усвоить новые знания, уме- ния, навыки и овладеть соответствующей компетентностью. В приоритете нового образовательного стандарта стоит обеспечение раз- вития универсальных учебных знаний, умений и навыков. Мы считаем, что на уроках русского языка и литературы целесообразно использовать следующие методы: проблемный, исследовательский, частично-поисковый и проектный [3]. Также успешным будет применение следующих форм работы: работа в па- ре, в малой группе; разноуровневые задания на творчество; беседы; элективные курсы, кружки, игры, викторины, факультативы, конкурсы; олимпиады и пред- метные недели; научно-исследовательские конференции. Для осуществления данных форм следует подготовить индивидуальные планы и программы, кото- рые будут способствовать развитию у школьников креативного мышления, а также формированию исследовательской культуры творческих детей. Во время уроков можно использовать проблемно-развивающее обучение, применять проектные и исследовательские технологии, также игровые техноло- гии (например, деловые игры или игры-путешествия), коммуникативно- информационные технологии, которые помогут учащимся удовлетворить по- знавательную мотивацию (среди таких можно выделить разноуровневые тре- нажеры, тесты и презентации), нестандартные творческие задания.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=