Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

118 Л. С. Козлова Факультет русской филологии и документоведения, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. И. Ешкина РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В последние годы достаточно сильно возросли требования к языковому и литературному образованию учащихся. Большую помощь в преподавании русского языка и литературы способны оказать активные формы обучения. Под активными понимаются такие формы обучения, с помощью которых самостоятельность учащихся значительно увеличивается, а также осуществля- ется индивидуальный личностный подход и происходит развитие творческих способностей каждого ученика. Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся среди сверстников оче- видными и яркими успехами в определенном виде деятельности. Выявлять ода- ренных детей начинают еще в начальной школе, при помощи наблюдения, так- же изучения их психологии, особенностей речи, логического мышления, памяти. Детей, приходящих в начальную школу, можно отнести к категории одаренных. Такие дети могут иметь наиболее высокие показатели интеллекту- альных и творческих способностей, по сравнению с большинством. У некото- рых детей отмечается доминирующая активность, потребность в новых знани- ях, радость от умственного труда. Многие исследователи полагают, что «уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут от- веты на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специ- альную литературу» [1, c. 80]. Также нужно отметить, что именно в начальной школе следует выявить тех детей, которые интересуются различными областями знания. Учителю важ- но помочь им в реализации планов и способностей, вывести учеников на тропу научных поисков. Перед началом занятий следует провести с учениками комплексную диаг- ностику, в которой, помимо самих учащихся, участие должны принять также родители и учителя. Целью такой диагностики будет являться составление портфеля данных об ученике. Для реализации данной цели обычно используют тесты по определению индивидуально-личностных особенностей учеников, уровня мотивации в учении, также тесты по развитию познавательной сферы и творческих способностей. Отдельное внимание следует уделить анкетам, ко- торые предназначены родителям. В современной школе сложилась система работы с одаренными детьми, которая состоит из урочной и внеклассной деятельности. Под литературной одаренностью понимается один из видов художест- венной одаренности, основанной на ярко выраженной способности ребенка

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=