Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

115 Е. А. Климова Факультет иностранных языков, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. А. Разорёнова ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ Жизнь человека всегда была неразрывно связана с миром эмоций, на кото- ром зиждется система ценностей, принятая определённым обществом. В усло- виях современного мира выражение эмоций приобрело особенное значение, что объясняется интенсификацией процессов глобализации, расширением меж- культурных контактов, политическими и социальными переменами в нашем обществе, эмоциональным раскрепощением человека. Ни одно человеческое состояние не переживается объективно, именно поэтому своеобразие эмоций привлекает внимание учёных различных областей науки, ввиду чего мы имеем дело с больших количеством дефиниций данного термина. Рассмотрим некото- рые их них. Этимология термина «эмоция» относится к латинскому слову «emovere», что означает «возбуждать, волновать». Так в области психологии, в соответст- вии с дефиницией, представленной в толковом словаре Ушакова, эмоция, в первую очередь, представляет собой «душевное переживание, час- то сопровождаемое какими-нибудь инстинктивными выразительными движе- ниями» [Ушаков, 2015]. В то же время данный вопрос был освещён выдаю- щимся психологом Рубинштейном С. Л. в работе «Основы общей психологии», согласно которой эмоции способствуют выражению отношения человека к ок- ружающему его миру. Более того, они воплощают внутренний мир человека, его физиологию и воображение [Рубинштейн, 2012]. В педагогической литературе эмоции, будучи особой формой отношения человека к окружающей действительности, обусловлены соотношением соци- ального поведения человека с его потребностями в ослаблении или усилении настоящего состояния [Давыдов, 2009]. Другими словами, эмоции выступают в качестве своеобразных индикаторов значимости окружающего мира для ин- дивида. Сопоставив слово «значимость» с понятиями «необходимость» или «нужда», мы приходим к выводу о том, что «эмоции отражают потребность». В лингвистике эмоции выражают с помощью средств языка. Следователь- но, они становятся объектом изучения эмотиологии, науки о вербализации эмо- ций (В. И. Шаховский), где эмоциональность получает своё развитие в языко- вой категории эмотивности [Ильин, 2011, с. 540]. Таким образом, изучив ряд словарных статей основных энциклопедиче- ских изданий, мы предприняли попытку в установлении универсального обще- употребительного определения термина «эмоция». Э моции, будучи формой душевного переживания, выступают в качестве одного из неотъемлемых ком- понентов человеческого мышления, разума и языкового сознания и поведения, а также являются основным механизмом психической регуляции как вербаль-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=