Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

11 Л. И. Горницкая и М. Ч. Ларионова в своей работе выделяли три типа ост- рова: 1) остров-ад; 2) остров-рай; 3) остров как инициационное пространство. [2, 97] В «Авиаторе» присутствуют все три разновидности. Рассмотрим первый тип. С островом связаны мотивы тоски и томления, а с XVIII века – ужаса, страха, волнения («Остров Бронгольм» и «Сиерра- Морена» Карамзина). Это обусловлено предромантическими тенденциями в русской литературе. В фольклоре на острове обитает нечисть: оборотни, ведь- мы, колдуны и т.д. Таким образом, он приобретает топику загробного мира. В литературе XVII-XVIII веков нечисть заменяется отрицательными персона- жами, что обусловлено авторским началом, неразрывно связанным с индиви- дуализацией. Инфернальная тематика раскрывается в таких персонажах как разбойники, каторжники, злодеи. Водолазкин перенимает традицию XVIII века, показывая на Соловецких островах концлагерь и отрицательных персонажей, таких как Ногтев, Воронин. («Был на острове один чекист, мерзавец, каких свет не видывал…»; «несколько гэпэушников изнасиловали девушку»; «соловец- кие звуки были – удар головой о нары, когда заходил вертухай и хватал з/к за волосы, и бил, бил его о стойку нар, пока не уставал»). [1] К этому типу отно- сится также и Заяцкий остров (остров джульетт) – место наказания за «половую распущенность», куда отправляли изнасилованных женщин с признаками бе- ременности. Ко второму типу относится образ острова Куоккала, который обладает чисто райской семантикой. Это безмятежное место, связанное со счастливыми воспоминаниями и беззаботным детством: « иногда задеваю воду босыми ступ- нями, и брызги сверкают в заходящем солнце»; «перед сном нам дают горячее молоко с мёдом ». [1] Также к острову-раю можно причислить Анзер, где про- водились эксперименты по замораживанию людей: « удивительные песчаные берега»; «это, наверное, единственное человеческое время из всех моих соло- вецких лет»; «у меня уже не было никаких страданий и обид». [1] Остров в мировой культуре, как правило, может совмещать сакральные и инфернальные признаки. Яркий тому пример Соловки. В древнерусской ли- тературе они позиционировались как святой остров-монастырь. В XIX веке эти же острова используют в качестве места ссылки. В «Авиаторе» в описании со- бытий, которые происходили на Соловках, присутствуют сакральные мотивы. Среди них можно выделить святой праздник Пасхи, когда заключённых охва- тило чувство счастья и « даже те, кто находились в начале долгого лагерного срока, поверили в грядущее освобождение ». [1] Противоречие райского и ад- ского присутствует и в описании природы: « оглядываюсь вокруг – Божья кра- сота… и дорожка на воде, ангелы летают…. страшно от того, что как толь- ко дорожка уйдёт, всё погрузиться во мрак, и что на месте этой красоты начнётся ». [1] Сакральное связано с традицией народного христианства. Ост- ров, как правило, характеризуется наличием церкви: «стоит храм, а службы нет. И колокола оплавленные лежат – упали с перегоревших балок. На стенах – следы от пожара». [1] В представленных эпизодах четко прослеживается пе- ресечение Небес и Преисподнии: Пасха празднуется на кладбище, Божья красо- та – мрак, храм – пламя и пепел.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=