Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
107 русского поэта. Лермонтовские традиции легко прочитываются во многих про- изведениях Пастернака» [1]. Один из ранних сборников Пастернака – «Сестра моя – жизнь» – пронизан мотивами и образами, которые занимают важное ме- сто в творчестве Лермонтова. Автор интерпретирует мотив одиночества и гру- сти, женский образ, а образ природы становится одним из связующих. О поэтическом сборнике поэт пишет: «Я посвятил «Сестру мою – жизнь» не памяти Лермонтова, но самому поэту, точно он еще жил среди нас – его ду- ху, всё ещё действенному в нашей литературе» [4; 355–356]. Поэт использует прием реминисценции с целью показать, что свободный, бунтарский дух Лер- монтова жив, что поэтическое наследие поэта является символом бессмертия и вечности. Отличительной особенностью сборника «Сестра моя – жизнь» является особая система эпиграфов. Автор использует цитаты из произведений зарубеж- ных и русских авторов: Н. Ленау, М. Ю. Лермонтова, П. Верлена, Н. В. Гоголя – с целью создать единый культурный пласт, дополнить «смысловую наполняе- мость текстов»[1]. Сборник открывается стихотворением «Памяти Демона», который являет- ся рецепцией на поэму М. Ю. Лермонтова «Демон». Автор обращает внимание читателей на то, что «демон» символизирует образ бессмертного творчества Лермонтова. Но Б. Л. Пастернак не слепо копирует образ, созданный его вели- ким предшественником, он интерпретирует его. Демон Пастернака неразрывно связан с природой: «Клялся льдами вершин: //Спи, подруга, – лавиной верну- ся…» [6; 114]. Также в стихотворении поэт создает женский образ, который связан с неукротимой природной стихией. Нередко в произведениях Пастернака лирическая героиня представлена в качестве маленькой девочки. Эпиграфом к стихотворению «Памяти демона» становятся строки Н. Ленау «Бушует лес, по небу пролетают грозовые тучи, то- гда в движении бури мне видятся, девочки, твои черты» [6; 114]. Юное, чистое создание смотрит на необыкновенный мир широко раскрытыми глазами и ис- кренне удивляется всему новому, прекрасному, никем не тронутому. Образ ма- ленькой девочки Пастернак будет использовать в произведениях из этого сбор- ника. Обратимся к стихотворениям «Девочка», «Зеркало». Эпиграфом к ним стали строки из «Утеса» Л. М. Лермонтова. Образ «золотой тучки», которая умчалась, покинула утеса-великана, но оставила частицу себя, свой след, ассо- циативно связан с образами, которые Пастернак создает в стихотворениях. В произведении «Девочка» сад вторгается в искусственный зеркальный мир, но этот неземной мир отражает прекрасные картины земного бытия: « Из сада, с качелей, с бухты-барахты // Вбегает ветка в трюмо! // Огромная, близкая, с каплей смарагда // На кончике кисти прямой…» [6; 119]. В стихотворении «Зеркало», по мнению Т. А. Антудовой, – большое трю- мо – отражает бушующий за окном сад, символизирующий необъятный мир: «Огромный сад тормошится в зале // В трюмо - и не бьет стекла //… Несмет- ный мир семенит в месмеризме…» [6; 118–119] . Продолжая поэтические традиции русской литературы, Б. Л. Пастернак синтезирует все лучшее, что создано до него. В сборниках «Сестра моя –
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=