Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
106 …Скала и шторм. Скала и плащ и шляпа. На сфинксовых губах – солёный вкус… [5; 170–171] Образ сфинкса предвещает обращение к «Медному всаднику». Мотив же морского шума использован в качестве сближения пастернаковского цикла с творчеством А. С. Пушкина, ведь во многих вариациях Борис Пастернак об- ращается к этому лейтмотиву. Так в «Вариации 1» можно встретить строки : «Над шабашем скал, к кото- рым // Сбегаются с пеной у рта, // Чадя, трапезундские штормы…», «Где ввысь от утеса подброшен //Фонтан, и кого-то позвать // Срываются гребни, но – тошно // И страшно, и – рвется фосфат...», «Два бога прощались до зав- тра, // Два моря менялись в лице: // Стихия свободной стихии // С свободной стихией стиха…» [5; 171]. «Вариация 3» раскрывает такие реалии, связанные с морем: «Мчались звезды. B море мылись мысы. // Слепла соль. И слезы высыхали…» [5; 174]. Также можно отметить реминисценции Пастернака к «Медному всаднику» Пушкина: …На берегу пустынных волн …На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, Стоял он, дум великих полн. И вдаль глядел. Пред ним широко Был бешен шквал. Песком сгущенный, Река неслася; бедный челн Кровавился багровый вал. По ней стремился одиноко. Такой же гнев обуревал По мшистым, топким берегам Его, и, чем-то возмущенный, Чернели избы здесь и там, Он злобу на себе срывал… [5; 172]. Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел… [7; 172–173]. Сопоставление нескольких строк из этих произведений позволяет заметить общий лирический настрой и тональность произведений двух разных авторов. Б. Л. Пастернак исполняет свою вариацию в том же стихотворном размере, что и А. С. Пушкин. «Вариация 4» и «Вариация 5» имеют отсылки к лиро-эпическому произве- дению А.С. Пушкина «Цыганы». Об этом свидетельствуют строки: «Ревность? Но ревность не в счет! // Стой! Ты похож на сирийца. // Сух, как скопец – звез- дочет. // Мысль озарилась убийством. // Мщенье? Но мщенье не в счет! // Тень, как навязчивый евнух. // Табор покрыло плечо...», «Тише, скакун, - заподозрят. // Бегство? Но бегство не в счет!»; «Цыганских красок достигал, // Болел цыган- кой и тайн не делал // Из черных дырок тростника // В краю воров и виноде- лов…» [5; 174–175]. Многие исследователи отмечали большое влияние на творчество Б. Л. Пас- тернака не только А. С. Пушкина, но и одного их самых загадочных поэтов рус- ской литературы – М. Ю. Лермонтова. Борис Пастернак с раннего детства был увлечен творчеством М. Ю. Лер- монтова как поэт и читатель. «Пастернак…на равных «беседует» с Лермонто- вым, избирательно использует традиции, манеру, приемы и мотивы великого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=