Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

105 А. С. Кибец, С. Н. Ларшина Факультет русской филологии и документоведения, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – В. И. Абрамова А. С. ПУШКИН И М. Ю. ЛЕРМОНТОВ В РЕЦЕПЦИИ Б. Л. ПАСТЕРНАКА С Пушкина началась русская современ- ность, наш нынешний образ мыслей. Пушкин построил здание нашей духовной жизни, дом русской исторического сознания. Лермонтов был первым, кто в нем поселился. Б. Л. Пастернак Художественная рецепция – это «восприятие и перевоссоздание на основе воспринятого (прочитанного, пережитого, увиденного, осознанного) на основе собственных текстов (мыслей, идей, впечатлений, картин)» [2]. Проблемой восприятия и перевоссоздания Борисом Пастернаком творче- ских форм А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова занимались многие филологи и лингвисты: М. М. Гельфонд, Е. С. Хаев, В. С. Баевский, А. Н. Журавлёв, Т. А. Антудова, С. Н. Бройтман, И. П. Смирнов, Т. А. Меликян и другие. Исследователи доказали, что Б.Л. Пастернак в ряде своих стихотворений отталкивался от сюжетов пушкинских произведений, использовал реминисцен- ции в них. Особое внимание уделялось отношению Пастернака-читателя к Пушкину. С ранней молодости Борис Пастернак любил Пушкина. Н. Н. Вильям- Вильмонт вспоминал, что молодой Пастернак часто и увлечённо читал вслух поэмы «Граф Нулин», «Медный всадник». В заметке «О классиках» Пастернак отметил, что в своей работе чувствует влияние Пушкина. Позже он добавляет, что его восприятие Пушкина недавно «расширилось ... Мне кажется, что в на- стоящее время менее, чем когда-либо, есть основание удаляться от пушкинской эстетики. Под эстетикой же художника я понимаю его представление о природе искусства, о роли искусства в истории и о его собственной ответственности пе- ред нею» [8]. «Пушкинским» считается цикл Б. Пастернака «Темы и вариации». Здесь мы находим образ сфинкса, пророка, цыганские мотивы и мотив моря – реми- нисценции к лирическим произведениям А.С. Пушкина – «Пророк», «К морю» и лиро-эпическим – «Цыганы», «Медный всадник». «Тема представляет собой исходный сюжет, а вариации – мотивы цикла в различных сочетаниях», – пи- шет М. М. Гельфонд [9]. …Скала и шторм. Скала и плащ и шляпа. Скала и Пушкин… [5; 170–171]. В этих строках мы видим обращение Пастернака к Пушкину: его судьбе, переживаниям, изложенным в стихотворении «К морю», написанному перед отъездом в южную ссылку.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=