Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

10 С. Я. Аль-Бакиен, О. Е. Пушкова Факультет русской филологии и документоведения, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – В. И. Абрамова МИФОЛОГЕМА ОСТРОВА В РОМАНЕ Е. ВОДОЛАЗКИНА «АВИАТОР» Образ острова играет важную роль в мировой культуре. Он представляет собой определённый участок территории, окружённый водой, тем самым явля- ясь пограничным состоянием между стихиями. Сюзан Басснет и Стефан Сте- фанидес в эссе «Острова литературы и проблемы культурной переводимости» писали: «остров… с лёгкостью приводит к различного рода фантазиям и ми- фологизации» [2, 35]. Мифологема острова в русской культуре сформировалась впервые в фольклорных произведениях, позже перекочевав в авторскую литературу. К ней обращались многие известные писатели: Гомер («Одиссея»), Даниэль Дефо («Робинзон Крузо»), В. К. Тредиаковский («Езда в остров любви»). В XIX веке огромный интерес к островным образам является следствием множества географических открытий. Результат – популяризация описания экзотических мест, мотивов путешествия и морского странствия. А. С. Пушкин («Сказка о царе Салтане….», «Медный всадник»), Н. М. Карамзин («Остров Бронгольм», «Сиерра-Морена»). В XX–XXI веках образ острова является актуальным (У. Голдинг «Повелитель мух») и активно используется современными автора- ми, один из которых – Е. Г. Водолазкин. В фольклорной традиции остров представлялся как абстрактная локация, не имеющая конкретной географической привязки. Например, в сказках, назва- ние могло отсутствовать или же быть вымышленным (остров Буян). В древне- русской литературе (легенды, предания) сущность мифологемы острова пред- ставлена несколько иначе. Она подразумевает соотнесённость с реальностью, достоверность, что обуславливается спецификой жанров. Но при этом остров всё равно представляется либо динамичным, перемещающимся с места на ме- сто, либо потонувшим, невидимым. В романе «Авиатор» все острова имеют на- звание и соотносятся с реальными географическими объектами, что апеллирует к достоверности повествования (Соловки, Куоккала). В быличках у острова от- сутствуют климатические и бытовые характеристики, в то время как у Водолаз- кина мы эти описания встречаем: « море, замершее, потому что месяц фев- раль»; «а мороз минус двадцать, метель»; «ветра, правда, нет»; «постельного белья нет», «голые доски » [1]. Остров тесно связан с тематикой смерти-воскрешения. Считалось, что по- падание на остров тождественно смерти (концлагерь на Соловках), а отплытие с него – воскрешению (Анзер – Петербург). При этом физическая гибель может быть заменена менее плачевными обстоятельствами – сон либо обморок. Глав- ный герой, Иннокентий Платонов, также находился в необычном физическом состоянии – в качестве эксперимента его заморозили почти на сто лет.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=