Молодежь и наука 2017
98 ва, основываясь на работе Н. А. Менчинской, применительно к начальной шко- ле предложила следующие действия: 1. Выделение признаков объекта; 2. Установление между ними связей путем сравнения; 3. Выделение общих признаков; 4. Их объединение словом или предложением; 5. Формирование обобщающего вывода; 6. Осознание учениками способа выполнения задания [8, с. 56]. Действия обобщения тесно связаны с мотивационной сферой личности в учебной деятельности младшего школьника. Ученики, избегая неконструк- тивные способы запоминания (зубрежка, заучивание), приходят посредством обобщения к самостоятельным выводам. Благодаря полученному положитель- ному результату когнитивной деятельности, подкрепленному удовлетворением от правильности собственной интеллектуальной деятельности, у учащихся на- чальной школы будет формироваться стойкий интерес к дальнейшей познава- тельной деятельности. Обращаясь к методам формирования действий обоб- щения с точки зрения новых требований, следует принять во внимание следующую классификацию исследователя Е. С. Полата: 1. Ассоциативный метод обучения. Для младших школьников построение ассоциаций с учебным предметом ста- новится возможным при первом же столкновении с качественной наглядностью. Обращение к мультимедийной форме представления изучаемого материала (на- пример, скороговорки, знакомство с фонемами, буквами, пополнение активного или пассивного словаря школьников на уроках родной речи) будет стимулировать творческое создание разнообразных ассоциаций, которые впоследствии облегчат процесс запоминания и воспроизведения изученного материала. 2. Метод вынужденного предположения. Данный метод основывается на самостоятельной (либо групповой) эври- стической деятельности школьников. Полностью данный метод может быть ис- пользован с учащимися более старших возрастных категорий (3–4 классы), но элементы исследовательского поиска для разрешения учебной ситуации мо- гут быть обнаружены уже и во 2 классе, как характеризует специфику данной деятельности исследователь Д. Б. Эльконин [2, с. 37]. Ребенок ставится в выну- жденную ситуацию выбора, которая предполагает разработку собственной ги- потезы, реализации ее в пространстве класса в отношении поставленной задачи, и последующем определении истинности или ложности высказывания. Подоб- ная работа имеет смысл только тогда, когда реализуется эвристический подход к введению нового материала. 3. Метод прецедента при обучении. Данный метод во многом основывается на предыдущем. После того, как ребенком разрабатывается гипотеза в отношении решения учебной задачи, учи- тель знакомит класс с некоторыми прецедентами, которые имели место в исто- рии развития изучаемой науки. Так, например, при изучении норм поведения в обществе, учитель может привести примеры из истории развития русского го- сударства и представить несколько примеров, когда людьми то или иное пове-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=