Молодежь и наука 2017

97 Обобщение знаний по учебной дисциплине в начальной школе – это мето- дический приём работы, опирающийся на мыслительную операцию обобщения и позволяющий добиваться понимания структурных отношений в том или ином изучаемом предмете, как определяет специфику данного вида когнитивного действия исследователь Ш. А. Амонашвили [1, c. 26]. Уроки математики, по- священные теме геометрических фигур, как нельзя лучше демонстрируют дей- ствия обобщения. Например, при выполнении задания в начальной школе «раз- бей геометрические фигуры на группы», деятельность младших школьников направлена на выделение существенных признаков объекта для классификации рассматриваемой геометрической фигуры и последующего ее определения в группу. Отчетливо прослеживающиеся на уроках математики и состоящие из анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации логические действия являются неотъемлемой частью логического мышления человека. Математика, как предмет школьного курса обучения, является широкой областью для воз- можности развития логического мышления, в частности для формирования действия обобщения. Обобщение различных словообразовательных моделей, выявленных в про- цессе морфемного и словообразовательного анализа на уроке русского языка, позволяет вывести обобщенные закономерности словообразования; обобщение отдельных правил правописания -н- и -нн- в суффиксах разных частей речи по- зволяет учащимся самостоятельно составить обобщенные правила. Таким образом, основной функцией обобщения является упорядочивание многообразия объектов или признаков и их последующая классификация. При изучении отдельного класса предметов алгоритм познания строит- ся по следующим ключевым этапам, как описывает их исследователь Н. В. Куварина: – отбор общих признаков каждого отдельного представителя класса и их абстрагирование; – выделение из общих признаков наиболее существенных, позволяющих описать отдельных представителей класса; – формирование обобщенного представления об определенном классе предметов [4, c. 34]. Действие обобщения – необходимая операция для осуществления про- фессиональной и производственной деятельности, а также при изучении кон- кретных классов предметов, знакомства с их особенностями. Успехи в обу- чении, мобильность при знакомстве с новыми явлениями, универсальность логических когнитивных операций, общая учебная компетентность в отдель- ном знании по предмету неразрывно связаны с быстротой и качеством про- цессов обобщения. Исследователь Э.В. Ларина пишет о том, что у учащихся начальной школы прослеживаются два типа обобщения – эмпирическое и теоретическое [5, с. 52]. Сущность первого типа обобщения – вычленение общего признака на основе конкретных признаков. Теоретический тип обобщения основан на аналитико- синтетическом осмыслении изучаемых явлений. В зависимости от цели приме- няется система постепенно усложняющихся типов обобщения. Л. Ф. Тихомиро-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=