Молодежь и наука 2017

96 Я. В. Дорофеева Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Л. А. Орлова ДЕЙСТВИЕ ОБОБЩЕНИЯ: СТРУКТУРА, СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Осуществляя переход от индустриального к постиндустриальному (ин- формационному) обществу, современное поколение выходит на совершенно новую ступень развития человечества, фундаментальную основу которой со- ставляют знания и высокий инновационный потенциал. Данные изменения на- шли отражение и в образовательной сфере. «…актуальной и новой задачей ста- новится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержа- ния образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин». А термин «универсальные учебные действия» опреде- ляется как «умение учиться» [7, с. 2]. В модель системы УУД входят личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД. Рассмотрим более подробно познавательные УУД. Данная группа включа- ет в себя общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем, т.е. действия, направленные на получение, обработку и усвоение непосредст- венно информации через обращение к информационным ресурсам. Таким обра- зом, система способов познания мира, выстраивание самостоятельного процес- са поиска информации, дальнейшего исследования полученных данных посредством набора операций по обработке, систематизации, обобщению и по- следующему применению полученной информации образуют познавательные УУД. Применяя в рамках данного блока УУД те или иные операции, ученики используют «когнитивные действия», среди которых выделяются действия обобщения, сравнения, конкретизации, абстрагирования, классификации, упо- добления и т. д. В рамках темы статьи мы будем сосредотачиваться на таком педагогиче- ском феномене, как действие обобщения. Существует несколько точек зрения на определение понятия обобщения. Согласно словарю «Логический словарь-справочник» Н. И. Кондакова обобще- ние – это «мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих неко- торому классу предметов, и формулирование такого вывода, который рас- пространяется на каждый отдельный предмет данного класса: переход от единичного к общему, от менее общего к более общему» [3, с. 395]. Определе- ние, данное А. М. Новиковым в книге «Методология образования», является наиболее показательным и звучит следующим образом: обобщение – это «одна из основных познавательных мыслительных операций, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений» [6, с. 72].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=