Молодежь и наука 2017

85 нанное восприятие информации об объекте усвоения и запоминание ее посред- ством наблюдения предмета, действий с ним; 2) усвоение – усвоение способов применения знания по образу, включая легко опознаваемые вариации этого об- раза; 3) применение – умение творчески применить усвоенную информацию в новой, незнакомой ситуации [1]. По каждому критерию был подобран соответствующий диагностический инструментарий. Он изложен в таблице 1. Таблица 1 Критериальная база и диагностический инструментарий изучения качества усвоения теоретических знаний младшими школьниками Критерии и показатели Диагностический инструментарий 1. Полнота знаний – объем и количество усвоенных знаний и умение применить их на практике Тестирование, анализ продуктов деятельности 2. Системность знаний – осознание знаний по их месту в структуре научной теории Тестирование, беседа. 3. Прочность знаний – длительная сохраняемость, а также способность констатировать знания, основываясь на других, опорных знаниях Тестирование, наблюдения. Согласно выше представленным этапам усвоения теоретических знаний, мы выделяем группы приемов мнемотехники, на каких этапах они усваиваются: I группа – приемы, которые учитель использует при объяснении, для ус- пешного усвоения учебного материала; II группа – приемы работы с текстом как с источником новой учебной ин- формации. Данные приемы хорошо использовать как на уроке совместно с учи- телем, так и при самостоятельном изучении учебного материала; III группа – приемы, которые используются в тех случаях, когда есть необ- ходимость запомнить учебный материал наизусть. Так, основными приемами мнемотехники являются: – ассоциации: впечатляющие ассоциации, соединяющиеся с информацией, необходимой к запоминанию; – созвучие: для запоминания иностранных слов обычно используют ранее знакомые созвучные словосочетания; – буквенный код: образование фраз, связанных по смыслу из начальных букв, которое связано с информацией, необходимой к запоминанию; – метод римской комнаты: каждому запоминаемому объекту мы присваи- ваем определенное место в комнате, которую мы хорошо знаем; – рифмы: создание рифмованных словосочетаний или текстов с запоми- наемой информацией. Анализ результатов тестирования осуществлялся с помощью уровневой характеристики, для выявления динамики по качеству усвоения теоретических

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=