Молодежь и наука 2017

84 темность, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, развёрну- тость, свёрнутость, осознанность, прочность [1]. Формирование этих качеств необходимо для достижения основных целей обучения: воспитания творческих потенций учащихся, подготовки их к само- стоятельному пополнению знаний. Качество знаний выявляется именно в ре- зультате анализа усвоения и применения знаний человеком в том или ином ви- де деятельности. Сегодня ученые-практики рассматривают проблему усвоения теоретических знаний как сознательный, управляемый, информационный и ре- зультативный процесс и предлагают ряд различных технологий и методик, с помощью которых можно повысить качество усвоения знаний. Одна из таких технологий – мнемотехника. Мнемотехника обладает огромным потенциалом, является одной из самых успешных технологий, позволяющих улучшить каче- ство усвоения теоретических знаний во много раз. Учёные полагают, что мне- мотехника способна не только вызвать у школьников интерес, но и своими уп- рощенными способами подачи нового материала помочь им понимать его суть. «Мнемотехника – совокупность приемов и способов, облегчающих запо- минание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ас- социаций» [2]. Ярким примером из детства может служить определение биссек- трисы: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Или ещё один пример: запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют пер- вым буквам названия цветов?: «Каждый охотник желает знать, где сидит фа- зан» (красный/ оранжевый/ желтый/ зеленый/ голубой/ синий/ фиолетовый). Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» от науки на уровень житейских ассоциаций, игры воображения и фантазии. Мнемоприемы разгружают информацию, делая новый материал легким и доступным. Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока и за счет эмоциональной насыщенности, заложенной в мнемотехнике. Наша исследовательская работа по изучению возможности применения средств мнемотехники при организации процесса усвоения теоретических зна- ний младшими школьниками была проведена в 3 классе МОУ СОШ № 8 г. Но- вомосковска на материале учебника русского языка Т. Г. Рамзаевой. В исследо- вании принимало участие 17 человек. Тема исследования продиктовала выбор нестандартной логики организа- ции работы; вначале, по разработанным критериям, была проведена диагности- ка остаточных знаний учащихся 3 класса по теме «Существительное». Затем, с целью определить – способна ли мнемотехника оказать должное влияние на повышение качества усвоения теоретических знаний младшими школьниками, мы организовали серию уроков с использованием приемов мнемотехники. Выбор критерия усвоенности, принятый в педагогике, – это наличие или отсутствие определенных знаний, согласно этому, диагностика качества усвое- ния учебного материала младшими школьниками базировалась на следующих критериях: полнота, системность и прочность знаний. Также И. Я. Лернер вы- деляет следующие этапы усвоения теоретических знаний: 1) восприятие – осоз-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=