Молодежь и наука 2017
83 Е. Д. Голубенко Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Л. А. Орлова МНЕМОТЕХНИКА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ Основная задача начальной школы обеспечить высокий уровень усвоения теоретических знаний школьниками. Наше исследование позволяет утверждать, что мнемотехника может успешно применяться в учебном процессе начальной школы. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения пе- дагогического потенциала мнемотехники с целью повышения качества усвое- ния теоретических знаний младшими школьниками. Проблеме качества знаний посвящено немало психолого-педагогических работ. Особое внимание этой теме уделяли выдающиеся педагоги прошлого – Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой; деятели образования совет- ского периода – JI. C. Выготский, Н. К. Крупская, A. B. Луначарский, М. Н. Су- хомлинский; а также современные исследователи И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, И. П. Подласый, Т. И. Шамова. Наиболее интересными, с позиции нашего ис- следования, представляются работы И. Я. Лернера, в которых ученый раскры- вает понятие «качество» следующим образом: «Качеством принято называть свойство объекта, которое составляет его устойчивую, постоянную и выявляю- щую его сущность характеристику» [1]. Понятие «качества знаний» в педагогике – это «особенности всего объема усвоенной в процессе обучения информации в их соотношении с содержанием стандартного образования и задачами его усвоения»; оно предусматривает «со- отнесение видов знаний – а именно: законы, теории, прикладные, методологи- ческие и оценочные знания – с элементами содержания образования и с уров- нями усвоения этих знаний» [3]. При этом, знания как объект усвоения представляют собой одну из целей обучения. То есть со знаниями связаны все другие цели обучения. Без знаний о действительности не может быть умений; они выступают непременной предпосылкой, средством и результатом творче- ства; без знаний не может быть воспитано эмоциональное отношение к объек- там, отражаемым этими знаниями. В последние годы внимание к определению качества знаний усилилось, потому что идёт интенсивный поиск критериев оценки знаний и средств диаг- ностики их усвоенности, то есть создалась необходимость определить совокуп- ность качеств знаний, без которых критерии оценки и способы диагностики уровней усвоения найти нельзя: неизвестно, что замерять. В работах И. Я. Лер- нера предприняты попытки выяснения системы качеств, которыми должны обладать знания учащихся, по этим показателям замеряется качество знаний и определяется уровень их усвоения: полнота, глубина, систематичность, сис-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=