Молодежь и наука 2017

81 – эстетическая стадия. Для эстетика (человека, поглощенного данной ста- дией) характерно безразличие к этическому измерению существования. Он пе- реживает отчаяние, стремится к спасению, но его отчаяние неистинно, потому что он зациклен только к настоящему; – этическая стадия. «Этик» живет мыслью и заботой о будущем. Ему при- суща глубокая серьезность и нравственная ответственность. Отчаяние этической стадии – отчаяние, соединенное с мужеством и моральной ответственностью; – религиозная стадия. Это абсолютное отчаяние, которое приводит рели- гиозного человека к вере и Богу. Кьеркегор, в своих трудах приходит к выводу, что «лишь в отчаянии лич- ность обретает покой». Мысль Кьеркегора ведь как бы на границе двух миров. Его «отчаяние» и его «страх» это следствие потери веры, которое он ощущает как стержневую тенденцию своей эпохи. И вот в таком пограничном состоянии духа рождается экзистенциализм. Кьеркегор безусловно религиозный мысли- тель, но его идеи и вообще его творчество в целом определили в том числе и будущность теперешней светской секулярной культуры Таким образом, отчаяние, по мнению философа, – это кризис, который способствует пониманию подлинного существования. Чтобы разобраться в от- чаяние нельзя обойтись без Жан-Поль Шарль Эмар Сартр – французского фи- лософа и представителя атеистического экзистенциализма. Проанализировав его работу «Экзистенциализм – это гуманизм». В этой работе Сартр выступает в защиту экзистенционализма и пытается огородить его от нападок. Экзистен- циализм обвиняли в том, что он предполагает, погрузится в глубокое отчаяние (квиентизм), в человеческой низости, игнорирование солидарности людей, в отрицании реальности и значения человеческих поступков. И поэтому Сартр употребляет в название своей работы понятие «гуманизм». Экзистенциализм – это направление, которое исследует личный опыт, ин- дивидуальность человеческого существования, невыразимого на языке поня- тий, но интуитивно учитываемого каждым человеком при принятии важных решений. Сартр говорит, что одни восторгаются этим учением, но многие его боятся т. к. люди, которые не разбираются в философии ухватывают только «вершки» этого учения, не смотря в саму его суть, что дает ложные мнения об экзистенциализме. Особое значение, по Сартру, имеет понятия заброшенность, отчаяние и т. д., которые отнюдь не толкают к пессимизму. Термин «отчаяние» имеет чрезвычайно простой смысл. «Он означает, что мы будем принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли, или ту сумму вероятностей, ко- торые делают возможным наше действие». Этой работой он раскрывает всю сущность экзистенциализма и дает наи- более простые формулировки морали, ценностей, которые не нашли в его пре- дыдущих философских работах. Рассмотрев три абсолютно противоположные точки зрения на видение от- чаяния, мы можем сделать вывод, что понимание отчаяния меняется в зависимо- сти от эпохи и господствующей в обществе идеологии. Если на мнение Фомы Аквинского влияла идеология христианской религии, то во взглядах Серена Кьеркегора, можно четко увидеть влияние уже более свободомыслящего обще-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=