Молодежь и наука 2017

80 В. К. Герасимова, Т. С. Мишагина Факультет истории и права, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. Ю. Каширин ВИДЕНИЕ ОТЧАЯНИЯ В ФИЛОСОФИИ ВЕЛИКИХ ФИЛОСОФОВ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ Каждому человеку известно такое ощущение, как отчаяние. Человек в от- чаянии представляется нам утратившим последнюю надежду, уже не ждущим от жизни ничего хорошего. Одновременно такой человек становится готовым на любые крайности и риски, его охватывает безрассудная решительность и смелость. Каковы же причины отчаяния? До тех пор, пока человек еще верит и не теряет надежду, пока что-то ведет его к цели, отчаяние не наступает. От- чаяние приходит тогда, когда человек осознает необратимость случившегося. Что же такое отчаяние? В толковом словаре Ожегова мы найдем такое оп- ределение: «Состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности». В свою очередь каждый понимает это по-своему. Так различное понимание данного понятия среди философов объясняется тем, что каждый из них в свое время относился к разным философским школам. Чтобы разобраться в разнице видения отчаяния в разных философских школах, мы возьмем трех известных философов: философа эпохи схоластики Фому Аквинского, датского философа нового времени Серена Кьеркегора, французского философа Жан-Поля Сартра. Фома Аквинский, считается одним из самых знаменитых представителей средневековой схоластики. Его главное произведение «Сумма теологии» («Summatheologiae») является попыткой создать энциклопедическую систему, в которой с необыкновенной логической стройностью содержатся ответы на все вопросы религиозного и научного мировоззрения. В этом труде мы можем найти мнение философа об отчаянии. Фома Аквинский считает отчаяние са- мым страшным из грехов. Он сравнивает отчаяние с 2 другими грехами (неве- рием и ненавистью к Богу), то наиболее опасным, по мнению Аквинского, ока- зывается отчаяние. Философ считает, что надежда удаляет человека от зла и побуждает стремиться к благу, и потом человек, лишившись надежды, остав- ляют добрые дела и с головой погружаются в грех. Датский философ Серен Кьеркегор, один из самых известных западноев- ропейских основателей экзистенциализма. Ведущим мотивом его произведе- ний является философия отчаяния. Наиболее подробно эта тема разобрана в его труде «Болезнь к смерти». Именно отчаяние Кьеркегор называет болез- нью к смерти. По мнению автора, если человек отчаивается в чем-либо, он от- чаивается в самом себе и, таким образом, стремится к смерти, не понимая сво- его истинного предназначения. Именно в непонимании своего предназначения философ видит отчаяние. Он различает 3 стадии познания человеком своего существования и, соответственно, 3 человеческих типа, воплощающих эти стадии-формы:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=