Молодежь и наука 2017
72 ский догматизм, педагогическая индиффирентность, агрессия, информационная пассивность – вот лишь некоторые симптомы деструктивных изменений лично- сти учителя. В результате их появления снижается качество и производитель- ность труда, замедляется или даже останавливается профессиональное разви- тие, а главное – нарушается целостность личности. Учитель оказывается неспособным достигать в своей профессиональной деятельности результатов, соответствующих общепринятым стандартам. С целью профилактики и преодоления профессиональных деформаций личности учителя можно использовать способы, предложенные отечественным психологом Э. Ф. Зеером [1], адаптировав их для педагогической профессии: – повышение компетентности (общепедагогической, психологической, предметной); – овладение приёмами саморегуляции эмоционально-волевой и мотиваци- онной сфер; – активное внедрение инновационных форм и технологий обучения; – профилактика профессиональной дезадаптации молодого учителя; – рефлексия профессиональной биографии и создание других сценариев последующего личностного и профессионального роста; – преподавание нового школьного предмета; – проведение мероприятий по профилактике и диагностированию профес- сиональных деформаций, создание индивидуальной стратегии их преодоления. Так, повышение общепедагогической и предметной компетентности при- звано помочь учителю совершенствовать способность к целеполаганию, а так- же более эффективно организовывать собственную деятельность и деятель- ность учащихся, анализировать её результаты. Для становления целостного профессионального сознания педагогу необходимо научиться регулировать эмоционально-волевую и мотивационную сферы своей личности, что поможет восполнить скудость интересов, мотивационную недостаточность и избежать потери ценностных ориентаций в труде. Оптимизировать работу учителя, сни- зить нагрузку на его психическое и физическое здоровье должны инновации в сфере образования. Важным представляется контроль над работой молодого учителя, поскольку он может помочь предотвратить ещё на ранних стадиях развитие деструктивных изменений личности. Рефлексия профессиональной биографии даёт возможность скорректировать планы профессионального раз- вития, избежать кризисов нереализованности. Как известно, учителю из года в год приходится работать с одним и тем же учебным материалом, что ведёт к развитию консерватизма. Обновить арсенал профессиональных умений и на- выков, разнообразить формы и методы обучения и воспитания, избавиться от шаблонов и стереотипов поможет преподавание нового школьного предмета. И, наконец, важно проводить мероприятия по диагностированию профессио- нальных деформаций, поскольку начинать бороться с ними необходимо ещё на ранних этапах. В то же время учитель и сам должен периодически задавать себе вопрос — не оказывает ли профессия негативного влияния на мою личность. Немаловажную роль в преодолении профессиональной деформации также играют работа с психологом, психотерапия, психокоррекция, всевозможные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=