Молодежь и наука 2017
71 А. С. Вражнова, Д. А. Царёв Факультет иностранных языков, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ Как известно, выполнение учителем своих профессиональных обязан- ностей сопровождается перенапряжением физических и духовных сил, что не может не оказывать негативного воздействия на развитие его личности. Под влиянием многолетнего выполнения одной и той же профессиональной дея- тельности у педагога нередко происходит утрата некоторых из имевшихся ра- нее трудовых умений и навыков, снижается производительность труда и рабо- тоспособность в целом, возникают барьеры и конфликты во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса. Вслед за возникновением временных негативных психических состояний происходит угасание некоторых положительных качеств личности и замена их качествами профессионально нежелательными, которые её деформируют. Как полагает А. К. Маркова, в по- добной ситуации имеет место распад необходимого личностного профиля учи- теля, личность перестаёт соответствовать профессиональным нормам специа- листа [2]. Более того, требования, которые учитель раньше сам предъявлял к себе, также оказываются слишком высоки, что ведёт к падению самооценки, развитию состояния апатии и депрессии. В педагогической психологии подоб- ное изменение основных, инвариантных (главных) свойств личности и деятель- ности учителя получило название «профессиональные деформации». К ним от- носится направленность на взаимодействие с детьми и влияние на них с целью воспитания и обучения средствами учебного предмета, гуманизм и коммуника- тивная культура [4]. Необходимо понимать, что профессиональные деформации – явление вполне естественное и практически неизбежное. Свой отпечаток накладывает профессиональная деятельность на представителей и других профессий. В то же время наибольшую подверженность деформациям обнаруживают сотрудни- ки правоохранительных органов, военные, медики, социальные работники, психологи, учителя, – одним словом, те, кто находится в постоянном контакте с людьми. Профессиональные деформации проявляются не только в профес- сиональной деятельности, но также в профессиональном поведении, профес- сиональном и внепрофессиональном общении. Последнее часто выражается в неумении педагогов выйти из профессионального образа в нерабочей обста- новке, что обусловлено штампами в мышлении и речи, закрепившимися на протяжении многих лет преподавания одного и того же учебного предмета. К примеру, некоторые учителя русского языка склонны исправлять ошибки, ко- торые допускают окружающие люди в речи или при письме. Однако профессиональные деформации имеют и гораздо более негативные проявления. Авторитарность, демонстративность, дидактичность, педагогиче-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=