Молодежь и наука 2017

60 Е. Н. Бычкова, В. С. Широкова Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Н. Чеснова «ЛЮБОВЬ К ДАЛЬНЕМУ» В ЭТИКЕ Ф. НИЦШЕ Любовь является неотъемлемой частью человеческой истории. Любовь по- нимается и рассматривается как понятие, феномен, ценность, категория этики, одна из трех основных христианских добродетелей и так далее. Интерпретация и ценностный смысл любви менялся с течением времени, на него влияли фило- софские, этические, религиозные, психологические, биологические и иные представления и концепции. Раскрытию любви, ее видов, типов посвящали свои произведения искусства поэты, писатели, скульпторы, художники и мно- гие другие. Любовь как агапе, людус, филео, маниа, сторге, элеос, прагма и каждая из них имеет свои особенности. Особое место занимает любовь, в ко- торой объектом интереса является некто находящийся рядом с нами, входящий в наш постоянный круг общения, без кого нельзя представить своей жизни. Но не всегда «близкий» это реальный человек, это и идеальный, «дальний» че- ловек, образ. Человек всегда стремится к достижению нечто большего, того, что порой может быть недосягаемо, но от этого оно не становится менее при- влекательным, а даже и наоборот, ещё более желанным. Примером такой любви может служить «любовь к истине, к добру или к справедливости» [4]. Любовь к тому, что находится вне нашей действительности здесь и сейчас, что является для нас «далёким», но в то же время, чего мы с нетерпением хотим достичь в нашей жизни. В своем исследовании мы хотели бы обратиться к рассмотре- нию понятия «любви к дальнему» в учении о «новой морали», о «сверхчелове- ке» знаменитого философа Фридриха Ницше, который во многом повлиял на «философские и социальные течения ХХ века: от фашизма и расизма до плю- рализма и либерализма» [3]. А само ««ницшеанство» стало родом интеллекту- альной моды для молодежи» [3]. Ф. Ницше в своем самобытном философском учении провозглашает новое отношение к существующим ценностям, нормам морали и культуры. В рамках критики христианства он обратил внимание на нравственные парадигмы «любовь к ближнему» и «любовь к дальнему». По мнению известного русского философа, религиозного мыслителя, психолога XX века С. Л. Франка, «Ницше «убежденный и восторженный апостол «любви к дальнему»» [4]. Моральная система Ф. Ницше основана на нравственном чув- стве, «его «философия жизни» носила новаторский характер» [1, с. 44], много раз служила объектом философского исследования, не поддается однозначной интерпретации, вызывает много разногласий. «Любовь к ближнему» является важнейшей этической ценностью, побуж- дает людей к состраданию, к добру и милосердию, к искренней радости лишен- ной эгоизма. Безграничная любовь и доверие друг к другу выступает основой счастья. «Любовь к ближнему» позволяет рассматривать другую личность как некую ценность. Она является основой для нравственного поведения. Однако

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=