Молодежь и наука 2017

50 Среди важнейших определений сущности свободы наиболее очевидным оказывается следующее понимание – свобода означает независимость от чего бы то ни было: от мира, включающего в себя общество, от природы и в конеч- ном итоге от Бога. А также понимание свободы как потенциальной способно- сти человека к свободному выбору альтернативы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения, что дает личности воз- можность обретения духовной свободы, обретения человеком самого себя. Из приведенных определений, можно сделать вывод, что свобода – это, прежде всего, наличие возможности выбора. Таким образом, чтобы быть свободным человек должен иметь возмож- ность вариантов выбора. Сами эти варианты должны содержать и постижение природы, как всего сущего, и постижение общества, и постижение человече- ской личности, принадлежащей этому обществу, а также постижение религиоз- ных верований и представлений. Чем больше человек познает эти области, тем больше возможностей выбора у него возникает, и тем более свободным он ста- новится. Все эти знания молодые люди могут получить, изучая философию. Так, изучая социальную философию от Платона до Спенсера, Франка, Поппера, Вебера можно постичь общественное бытие человека. Ознакомив- шись с философией ценностей, начиная с идей классического идеализма, до идей о сверхчеловеке можно научиться переоценивать свои ценности, нау- читься соизмерять свои ценности с высшими. Изучив философию религии, на- чиная от Цицерона и Тертуллиана можно узнать как возникает идея Бога в соз- нании человека. До знакомства с философией, как учебным предметом, попытки найти от- веты на вопрос о месте и мере ценности свободы для человека, обращали мои поиски в истории, литературе, психологии. Каждая из них дает ответы только в рамках своей специализации. История рассматривает целые эпохи, выделяя личности, повлиявшие на значимые события. Психология изобилует терминами и понятиями. Литература описывает поступки и переживания индивидуума. Во всех них есть что-то стандартизированное, навязанное, не дающее право за- давать вопросы. То же самое происходит и в религии, для которой всегда нужна ссылка на авторитет. Философия не ставит никаких фильтров. Она не боится «вредных идей» и не защищает от них. Наоборот, философия принимает все идеи. Она есть как бы ничья земля – между религией и наукой; не дает скатиться в сферу религиоз- ного догматизма или породить новый миф о всемогуществе науки или миф о единственно прекрасном мире. Философия это всего лишь поиск возможной оп- ределенности, включающей целое поле определений. Она и есть источник свобо- ды, так как предоставляет возможность выбора, а не фиксации на выбранном. Философия ставит вопросы и открывает двери для исследования и осмыс- ления ценности свободы во всех ее проявлениях. Так, среди категорий филосо- фии, можно выделить такие аспекты проблемы свободы, как: внутренняя сво- бода, внешняя свобода, гражданская свобода, политическая свобода, свобода вероисповедания, духовная свобода, нравственная свобода, экономическая сво-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=