Молодежь и наука 2017
46 А. В. Бобылева Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. И. Лях РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Проблема общения детей дошкольного возраста является традиционной и вместе с тем актуальной проблемой современной психологической науки. И русские, и зарубежные ученые проявляют большой интерес к этой проблеме. Реорганизация всех сфер нашего общества и образования приводят к переос- мыслению сути обучения и воспитания дошкольников [1, с. 45]. В современной специальной психологии остается открытым вопрос о социа- лизации и интегрировании в общество детей с общим недоразвитием речи. Процесс социализации имеет прямую зависимость от сформированности навыков межлич- ностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Г. А. Андреева, М. И. Ли- сина предполагают, что общение является необходимым условием развития до- школьников. В ходе общения дети накапливают опыт, а также перенимают опыт старшего поколения, прививаются нормы общения, правила поведения [4, с. 23]. Нарушение речи искажают и затормаживают ход коммуникативно- речевого развития ребенка. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются коммуникативные трудности, низкое проявление инициативы во взаимодейст- вии с окружающими, низкий уровень сформированности коммуникативных на- выков и способностей [3, с. 64]. В ходе нашего исследования мы определили специфику коррекционно- развивающей работы, направленной на формирование и коррекцию навыков общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель данной программы – коррекция общения детей старшего дошкольно- го возраста с ОНР. Использование данной коррекционно-развивающей программы предполага- ет повышение уровня общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР че- рез нахождение путей решения предлагаемых задач, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Занятия строились на игровой основе, так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является именно игра. Коррекционная программа рассчитана на 12 занятий, каждое из которых длится 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие имеет свои задачи и цель. Проводятся занятия в групповой форме. При разработке содержания занятий и упражнений, входящих в коррекци- онно-развивающую программу, мы использовали труды таких авторов как: У. В. Ульенкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Н. В. Клюева, Т. Н. Волкон- ская, Е. Г. Федосеева, А. Г. Самохвалова. Коррекционно-развивающую программу можно разделить на 2 блока: – формирование эмоциональной вовлеченности в действия сверстника и положительного отношения к нему;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=