Молодежь и наука 2017
42 Второй период философии эпохи Возрождения – неоплатонический, ха- рактеризуется целостным знанием о природе, человеке и Боге. Так, Николай Кузанский – богослов и мыслитель, отмечал, что процесс познания предстает неким достижением бесконечно совершенного, где «все вещи состоят из проти- воположностей в различных степенях и осуществляется в четыре этапа: чувст- венное восприятие; рассудочное разделение противоположностей; разумное их сопоставление; интеллектуальная интуиция, непосредственно созерцающая сов- падение противоположностей в бесконечном единстве «максимума» (Бога)» [2]. Еще один яркий представитель неоплатонического периода Джованни Пико де- ла Мирандола, отмечал, что человеке является микрокосмом, и что Бог не оп- ределил местоположение человека в мироздании. «Каждый человек сам пред- принимает выбор: подняться до ангелов или пасть до звериного состояния» [3]. Тем самым, человек сам предстает как творец и мастером своего образа. А по мнению Парацельса – алхимика и астролога, процессы, протекающие в теле че- ловека, по природе своей химические. Поэтому с химией должно быть связано изучение процессов и лечение болезней. Парацельс является одним из осново- положников опытного метода в науке. Таким образом, неоплатонический период, философской мысли эпохи Возрождения имеет следующие характернее черты: создана целостная фило- софская система, противостоящая схоластике; выдвинута новая картина мира, пантеистическая по содержанию, но сохранившая элементы мистики; создание концепции человека как микрокосмоса. Третий период философии эпохи Возрождения – натурфилософский – это есть философия природы, ее умозрительное истолкование, и рассмотрение ее целостности. Реальная жизнь создавала все более новые подходы к познанию мира. Технические и естественные открытия стали знамением времени. Напри- мер, Леонардо да Винчи явился основоположником анатомии как науки, он ис- следовал строение человеческого тела методом вскрытия, описал и зарисовал многие органы. Николай Коперник, польский астроном, на основании учения которого, была пересмотрена физическая картина мира. Он считал, что «мир сферичен, неизмерим и подобен бесконечности, что все небесные тела движут- ся по круговым траекториям» [3]. Джордано Бруно – мыслитель и поэт, при- равнивал Вселенную к Богу, и исключал «Бога-творца, внешнего и высшего по отношению к ней» [3]. Бруно предстает как пантеист, восставший против Бога как сверх природной силы. В связи с этим, Церковь не смогла ему это простить. Бруно был казнен 17 февраля в 1600 года. Галилео Галилей – физик, астроном, мыслитель, описавший пропорциональный циркуль, сконструировал подзор- ную трубу и первым направил ее на небо, превратив в телескоп. Он исследовал сопротивление тел изгибу и излому, а также явление упругости. И благодаря этому основал науку о сопротивлении материалов. Галилей считается осново- положником научного исследования, создал метод исследования, в который не- обходимой частью входит математика. Таким образом, натурфилософский период, эпохи Возрождения имеет сле- дующие характернее черты: обособление предмета науки от предмета религии (способствовало развитию научного мировоззрения); формирование пантеизма,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=