Молодежь и наука 2017

41 Н. Г. Башкиров Факультет физической культуры, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Период с XIV в. по XV в. в философии эпохи Возрождения носит название – гуманистический, изменивший характер философствования, источники и стиль мышления. Центром философского мировоззрения становится антропоцентризм, согласно которому человек – центр и высшая цель мироздания. А основной зада- чей философии в данный период становится раскрытие гармонического единства божественного и природного в личности человека. Одним из ярких представите- лей гуманистического периода философии эпохи Возрождения является Данте Алигьери – поэт и мыслитель, автор произведения «Божественной комедии», ко- торое потрясает читателей более 650 лет. Алигьери считает, что человеческий род греховен, и чтобы добраться до рая, необходимо пройти через ад и чистили- ще. Божественный свет, пронизывающий мир Природы, тем самым обожествля- ет или оправдывает его, т.е. происходит слияние Божественного и Природного в мире. Человек связан с двумя этими природами, «...он один из всех существ предопределяется к двум конечным целям» [1]. Такие цели человеческого суще- ствования предстают как два вида блаженства, одно из которых заключается «в проявлении собственной добродетели», другое же – «блаженство вечной жиз- ни, заключающееся в созерцании Божественного Лика» достижимо лишь по- смертно и «при содействии Божественной Воли» [1]. Франческо Петрарка, еще один не менее яркий представитель гуманистического периода, в работе «Книга песен» повествует о жизни мадонны Лауры и ее смерти. Так, для эпохи Возрож- дения стало новым «петраркосвкое чувство любви, столь сложной была в поэте внутренняя борьба между средневековыми духовными мотивами и земными чувствами, новой нравственностью!» [3]. Петрарка отмечал, что «любовь как ни- что другое требует свободы личности,... любовь рождает горячее стремление оценить, познать». Через открытие любви, человек может узнать себя. В работе «О наслаждении как истинном благе», представитель гуманистического периода, Лоренцо Валла, рассматривает «не отказ от наслаждений земной жизни, ибо он есть непременное условие и залог небесного блаженства, а следование единому принципу наслаждения на небе и на земле» [3]. По мнению мыслителя, блажен- ство является не просто как чувственное наслаждение, а как достойное человека существование, которое включает в себя «честь» и «добродетель». Таким образом, гуманистический период, философской мысли эпохи Воз- рождения имеет следующие характернее черты: происходят изменения в систе- ме философского знания: появляется новый стиль мышления, ориентиры и ценности; сформирован новый тип мыслителя (это ученые, поэты, политиче- ский деятеля, носившие имя «философ»); сформировано новое представление о человеке (объединение природного и духовного начала).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=