Молодежь и наука 2017

4 отношениям, эстетической оценке, эстетическому суждению, эстетической ценностной деятельности. Третий уровень – уровень включения эстетических ценностей в систему ценностных ориентаций личности: предполагает способность к эстетическому наслаждению, сформированность основ эстетического вкуса, готовность к твор- ческой эстетической ценностной деятельности [1]. Таким образом, гипотеза исследования состоит в следующем: формирова- ние у младших школьников эстетических ценностей на уроках окружающего мира будет эффективным, если: 1) на уроках окружающего мира демонстрировать эстетическую ценность изучаемых предметов и явлений природы и их свойства через произведения музыки, живописи, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, литературы; 2) проводить виртуальные экскурсии в различные музеи страны и мира, выставки, театры, музеи; 3) стимулировать самостоятельные действия учащихся по знакомству с новыми произведениями, иллюстрирующими жизнь природы и общества и вызывающими эмоциональный и эстетический отклик; 4) если в ходе урока будет происходить осмысление собственного отноше- ния к содержанию и форме произведений, отображающих объекты и явления окружающего мира. Рассмотрим первый пункт гипотезы на примере урока окружающего мира «Природные зоны России: зона влажных субтропиков». В ходе урока детям задаются вопросы для введения в новую тему, их пони- мания чем природная зона юга отличается от нашей природной зоны, в ходе бе- седы предполагается рассуждение школьниками о животном мире зоны влажных субтропиков, где дети могут высказать свои предположения, назвать различные виды животных, которые могут там обитать, выявляется понимание школьника- ми отличий и сходства природных зон, выделение особенностей каждой из них. Затем детям демонстрируется красота природной зоны влажных субтропи- ков посредством произведений различных деятелей искусства. Например, с учениками читаются стихотворения А. С. Пушкина «Кавказ» и М. Ю. Лер- монтова «Утро на Кавказе», рассматриваются картины И. К. Айвазовского «Феодосия. Восход солнца», «Вид из Ливадийского парка на Ялту», прослуши- вается отрывок из оперы Римского-Корсакова «Садко». Во время знакомства с каждым произведением искусства школьникам задавались вопросы следую- щего характера: «Как вы думаете, что чувствовал автор, когда писал это стихо- творение? Что он хотел передать нам с его помощью?»; «Ребята, а какие чувст- ва у вас вызывает эта картина?»; «Вам нравится эта местность? Хотели бы вы побывать там, не спеша прогуляться по этой тропинке, полюбоваться красивым видом на город или на море?»; «Вы услышали выразительные черты моря? А можно рассказать о его характере? Как он проявлялся в музыке? Какие впе- чатления она произвела на вас?» Эти вопросы задаются с целью эмоционального принятия и осознания школьниками ценности природы, понимания её красоты и важности, понима-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=