Молодежь и наука 2017
39 А. С. Баранова Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Н. Чеснова ПОНИМАНИЕ СТРАХА В ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ Современный мир задает множество проблем в жизни человека и дает ему возможность осмыслять и решать их. Страх одно из фундаментальных чувств человека, проистекающий из собственного опыта человека и опыта его близких, других людей, в процессе коммуникации. Он имеет различную при- роду – он может быть бессознательным и сознательным, психологическим, физическим, метафизическим, религиозным, мистическим и т. п. Проблема страха получает свое раскрытие научной, религиозной, художественной лите- ратуре и искусстве. В психологии страх раскрывается как «аффективно чувст- венная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [4]. Зигмунд Фрейд считает, что страх олицетворяет состояние индивида и ис- ходит от объекта, источающего «опасность», в то время как боязнь нацелена именно на объект. Страх может быть невротическим и перед сущим. Оскар Либек проводит «различие между страхом и боязнью <…>, в страхе всегда присутствует элемент неизвестности, а бояться можно только того, что имеет какие-то очертания [2]. Наибольший интерес для нас представляет христианская и философская трактовка страха, который понимается как «страх Божий» и страх перед чем- либо, вызванный чем-либо. Первый связан с действием Духа Святого, а второй является «предметным» страхом раскрывающим отсутствие веры человека, его греховность, предрасположенность к гордыне или впадение в нее [См.: 3]. Главным ее основанием выступает раскрытие в контексте взаимоотношения человека с сакральным, сверхъестественным. С развитием христианской фило- софии смысл жизни человека предстает как обретение спасения в Боге. Столк- новение человека со страхом и попытка его преодоления ведет, на наш взгляд, к вере в Бога. В христианской традиции страх преобразуется в любовь, способ- ствующую единению, включению в нечто общее, соединение с людьми, Богом. Страх выступает одним центральных понятий экзистенциализма. По мне- нию датского философа Сёрена Кьеркегора, страх человека связан с его беско- нечной природой, силой его веры. Страх помогает человеку стать духовным, ощутить родство к Богу. Но прийти к Богу, раскрыть свою духовность и веру человек может через ощущение всей тяжести ужаса перед Ним. Бог дает силу и поддержку человеку. Страх у С. Кьеркегора «представляет экзистенциально- религиозный опыт переживания человеком самого себя в бесконечном» [1]. От- чаяние является постоянным спутником человеческого духа, оно имеет созна- тельный характер – это высшая ступень сознания и самосознания, раскрываю- щего личность человека.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=