Молодежь и наука 2017
364 У – узнал, Х – хочу узнать)» позволяет учащимся выделить темы и проблемы, которые предстоит изучить, оценить уже имеющиеся знания, соотносить, ана- лизировать различные позиции, эта таблица раскрывает не только основные стадии урока, построенные по технологии критического мышления, но и часто используется в системе развивающего обучения на уроках физики. Учащиеся самостоятельно заполняют столбец «знаю». Далее в процессе обсуждения уче- ники формулируют вопросы по предложенной теме и записывают в столбец «хочу узнать». Учитель должен подобрать текст, соответствующий заданной теме. Обычно он разбивается на несколько смысловых частей, после изучения каждой заполняется столбец «узнал». Для организации работы учащихся на стадии осмысления используются самые разнообразные приемы: «чтение с остановками», «задавание вопросов», «верные и неверные утверждения», «критический отбор материала на заданную тему». Особый интерес методической разработки представляет стадия рефлек- сии, которая реализуется с помощью таких приемов, как «написание эссе», «диалог или дискуссия, «вывод», «составление концептуальной таблицы». Ос- тановим внимание на последнем приеме, на том этапе его реализации, когда этот прием сужают до синквейна. В переводе с французского слово «Синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по опреде- ленным правилам. На первой строке записывается существительное, которое является темой синквейна. (Например, температура). На второй строке необхо- димо записать два прилагательных, которые будут давать описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. (Измеряемая, зависи- мая или физическая, низкая, …). В третьей строке пишется три глагола, кото- рые описывают действия, относящиеся к теме синквейна. (Повышается, пони- жается, изменяется или определяется, измеряется, зависит, …). В четвертой строке пишется целая фраза либо предложение, в котором ученик выражает свое отношение к теме. (Я был удивлен (для меня было новым, то, что темпера- тура – мера средней кинетической энергии движения частиц, а не только сте- пень нагретости тела). Последняя строка – это слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. (Величина или параметр). Подводя итоги «методическим поискам», следует отметить, что в процессе обучения физике есть широкие возможности для реализации задач развития критического мышления обучающихся. Литература 1. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим- Бад.– М.: Большая российская энциклопедия, 2008. 2. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавин- ская.– 2-е изд., дораб.– М.: Просвещение, 2011. 3. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков.– М., 1990. 4. Клустер, Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер // Переме- на.– 2001.– № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=