Молодежь и наука 2017

363 тического мышления, критическое мышление начинается с постановки вопроса и выяснения проблемы, которую нужно решить, всегда стремится к убедитель- ной аргументации, является социальным. На основе достижений отечественной психологии и педагогики педагог-психолог Л. В. Занков даёт следующее опре- деление: «Критическое мышление – это способность анализировать информа- цию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам, способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения» [3, с. 418]. В процессе разработки методики обучения физике, позволяющей развивать критическое мышление обучающихся, будем опираться именно на это опреде- ление и на позиции Е. С. Полат. Анализ вышеизложенного показывает, что для формирования у учащихся навыков критического мышления необходимо ис- пользовать интерактивные формы и методы: парную и групповую работу, дис- куссии и дебаты, проекты и письменные работы. В построении методической системы урока выделяем три этапа: «вызов», «осмысление», «рефлексия». На стадии вызова успешно используется прием «мозговой штурм», который ак- тивизирует внимание всех учеников. Учащиеся, используя свои предыдущие знания, строят гипотезы и самостоятельно определяют цели обучения на дан- ном уроке. Такой прием помогает развитию коммуникативных умений задавать вопросы различных типов, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать выводы. Например, при обсуждении следующих вопросов: По- чему идёт дождь? Как происходит испарение жидкости? Как «работают» звёз- ды? Также успешно можно использовать прием «корзина идей, понятий, имен», который позволяет выяснить, какие знания имеют учащиеся по обсуждаемой теме или проблеме урока. На доске рисуется значок корзины и около него мож- но «собрать» все то, что все ученики знают по изучаемой теме. Например, обсуждаем вопрос: зачем ударяют по колоколу, чтобы его услышали? В «кор- зину» собираем понятия: удар, колебание, сила удара, сжатие, растяжение воз- духа и т. п. Для развития критического мышления на уроках физики применяют также и прием «составление кластера». В центре листа пишется слово (тема, проблема). Например, «Звуковые волны» или «Звуки в природе». Далее вокруг этих слов записываются слова или предложения, которые приходят на ум в свя- зи с данной темой: источники волн, громкость, частота, ноты, ультразвук, ин- фразвук... Составление кластера дает возможность учащимся свободно и от- крыто работать над темой, суждением и т. д. Кластер можно использовать на любом этапе урока для стимулирования мыслительной деятельности, система- тизации и структурирования учебного материала, для индивидуальной и груп- повой работы учащихся в классе и дома. Расширенный кластер можно исполь- зовать также на стадии рефлексии для закрепления материала и подведения итогов, вычерчивая или представляя с помощью проектора на листе связи меж- ду понятиями: звук – механическая волна; источник звука – любое колеблю- щееся тело в упругой среде; частота колебаний – высота тона; амплитуда коле- баний – громкость звука и т. д. Прием «маркировочная таблица ЗУХ (З – знаю,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=