Молодежь и наука 2017
362 Э. Р. Шагаева Факультет математики, физики и информатики, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. Л. Плешакова РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Развитие личности ученика – это основная цель реализации задач феде- рального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения (ФГОС ОО). За методологическую основу Федерального государственного образовательного стандарта взят системно-деятельностный подход в образовании, который связан с принципиальными изменениями в ра- боте учителя. Реализация этого подход требует методики обучения, при кото- рой ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом важно пробудить интерес у обучающегося к предмету и процессу обучения, а также развивать у него навыки самообразования. Полученные при обучении физике знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие, сформиро- ванные компетенции должны помочь учащимся в их адаптации к быстро ме- няющимся условиям жизни информационного общества. Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления школьников средствами современного образовательного процесса. Понятие «критическое мышление» используется в методической литерату- ре уже более полувека. В словаре педагогических терминов [1, c. 528] дано сле- дующее определение: «Критическое мышление – сложный процесс мышления, начинающийся с восприятия информации и заканчивающийся выводом, заклю- чением». С точки зрения психологии, по данным исследователя Л. Г. Терлецкой [5], критическое мышление – это мышление, характеризующееся глубиной, по- следовательностью, самостоятельностью, гибкостью, скоростью, стратегично- стью. Учёный Е. С. Полат [5, с. 273] считает, что с точки зрения педагогической теории развивающего обучения, в которой у школьника как субъекта познава- тельной деятельности, развивается и формируется особый механизм мышления, а не привлекается только память, критическое мышление должно иметь такие признаки, как аналитичность (отбор, сравнение, сопоставление фактов и явле- ний), ассоциативность (установление ассоциаций с раннее выученными факта- ми, явлениями), самостоятельность, логичность (умение строить логику доказа- тельства решения проблемы, последовательность действий), систематичность (умение рассмотреть объект, проблему в целостности их связей и характери- стик). Следует отметить, что заметки Е. С. Полат, приведенные в скобках, час- тично совпадают с универсальными учебными действиями (УУД), приведен- ными в текстах ФГОС ОО. Американский профессор Дэвид Клустер [4, с. 24] формирует актуальное для учителей-практиков определение критического мышления, выделяя пять его составляющих. Это мышление отличают: само- стоятельность, при этом информация есть отправной, а не конечный пункт кри-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=