Молодежь и наука 2017
351 А. В. Трубачев Факультет физической культуры, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАБОТАХ В. ПЕЛЕВИНА И С. ЛЕМА Человек – единственное в мире бытие и сущность, творящее самое себя. Проблема природ человека заключается не в его эмпирическом отличии от прочих живых существ, а в его сущности, т. е. глубинных качествах личности, определяющих его уникальность и внешне проявляющихся в чертах, свойст- венных «природе». Природа человека противоречива: c одной стороны, человек выступает как физическое существо телесное и физическое, а с другой стороны, предстает как разумность и сознательность: «человек демонстрирует способ- ность быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями и делать свободный выбор» [3]. Такая двойственность является основой для «поисков» сущности человека, которая отличает его как особое, специфичное существо от биофизических природных проявлений. Представители научной фантастики подходят к проблеме природы и сущ- ности человека с особым пониманием. Станислав Лем – писатель-фантаст, мыслитель, футуролог и публицист, в своих произведениях («Солярис», «Сумма технологии», «Фиаско» и др.) довольно часто намекает на то, что че- ловечество развивается слишком быстрыми темпами в плане технического прогресса, не успев понять и распознать свою сущность и назначение в этом мире, тем самым причиняя невосполнимый ущерб и вред окружающей дейст- вительности и, в первую очередь, самому себе. Писателя страшит данная реалия, он отмечает: «человек отправился познавать иные миры, иные циви- лизации, не познав до конца собственных тайников, закоулков, колодцев, за- баррикадированных тёмных дверей… Мы не ищем никого, кроме человека. Нам не нужны другие миры. Нам нужно наше отражение. Мы не знаем, что делать с другими мирами» [4]. Лем действительно считает, что человек овладел разными силами, с ядер- ной энергией во главе, слишком преждевременно: «Это как если бы детей в пе- риод полового созревания вести не в церковь, а в жуткий публичный дом. Гля- дя на этот вопрос с дальней перспективы, нельзя себе представить, когда должно наступить это глубокое осознание латентных сил, дремлющих в приро- де так, чтобы можно было считать, что это не преждевременно, а “в самый раз”» [4]. Писатель также утверждает, что не все и не везде существует для че- ловека, что человечество банально и гордится этим, что каждый знает, что он является существом материальным, подчиняющимся законам физики и физио- логии, и что, даже собрав воедино силы всех чувств, человечество не может бо- роться с этими законами. На наш взгляд, Лем разочарован человечеством, счи- тая что ему всегда плохо и всегда мало и «тот, кто ищет покоя, тишины, благодати, найдет это на кладбище, а не в жизни» [4].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=