Молодежь и наука 2017

349 Исходя из его оценки содержания этико-прикладных проблем, можно выделить следующие этические проблемы, присущие системе образования. Актуальные проблемы образования: • Проблема конечной цели образования. Соотношения различных компо- нентов, определяющих конечную цель образования является дискуссионной с позиции этики образования. Здесь имеют место такие вопросы, как соотноше- ние теоретических и практических навыков, которыми должен обладать уче- ник. Вместе с тем, проблематика цели предполагает противоположные взгляды учеников и учителей на систему образования. Коммерциализация образования, увеличение популярности заочных направлений, зачастую оказывают влияние на качество получаемого образования. • Проблема насилия учащихся над учителями и учителей над учащимися. Проблема является публичной, случаи насилия в настоящее время стали актив- ней обозреваться СМИ. Решение зависит от внимания общественности, а также от действий государства. Проблема требует жёсткой, основательной оценки. • Проблемы коррупции. Решение этого вопроса должно предполагать то- чечный характер, предполагающий рассмотрение каждого конкретного случая индивидуально. Акценты этой проблемы часто являются публичными, тре- бующими особого внимания и институционального решения, одной из проблем может являться деперсонализация, перенос с личности на систему. Все перечисленные проблемы порождают ряд наиболее актуальных мо- ральных дилемм в образовании. Под моральной дилеммой принято понимать ситуацию выбора, при которой кто-либо ставится в ситуацию нравственного выбора, между двумя возможными вариантами. В особенности эти дилеммы проявляют себя в области медиапедагогики, которая занимается исследовани- ем воздействия информационных средств на моральное сознание и поведение человека. Дилеммы медиапедагогики: Теории в медиапедагогике основаны на допущении, что медийные средст- ва имеют воздействие на наше поведение с двух сторон. Во-первых, они воз- действуют в целом, формируя наше восприятие действительности, а также наше поведение и способ коммуникации. Во-вторых, медийные средства воз- действуют с точки зрения дидактики, поскольку через них передаются опреде- ленные модели поведения и, поскольку с их помощью можно форсировать, уп- рощать и усиливать передачу информации [1, с. 255–256]. В вопросах медиапедагогики выделяют дилемму насилия, а также дилемму интерактивности [1, с. 256–257]. Дилемма насилия предполагает аргументацию за и против воздействия сцен насилия. Из позитивного в дилемме интерактивности можно отметить возможность непосредственного диалогического участия в процессе обучения. Обратной стороной является интерпассивность, которая предполагает излиш- нюю «театрализацию» и опошление интимных чувств [1, с. 258]. Одной из основных дилемм этики образования является вопрос о том, можно ли научить добродетели, ответ на него можно определить, исходя из уточнения добродетели, как сущности обучения. Является ли добродетель зна-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=