Молодежь и наука 2017
344 • случайной погрешности измерения x ∆ . При обработке принимался нормальный закон распределения результатов. Для определения указанных выше оценок использовались следующие зависи- мости [8]: Здесь n – число результатов; t α – коэффициент Стьюдента (коэффициент доверия [2]). Для определения доверительного интервала оценки погрешности результа- та измерения принимали доверительную вероятность, равную 0,95. При обработке всех результатов диагностической контрольной работы № 1 учащихся контрольной и экспериментальной групп (см. таблицу 8) получены статистические данные, приведенные в таблице 1. Таблица 1 Статистические данные контрольной работы № 1 Величина Экспериментальная группа Контрольная группа Среднее, % 70,3 72,3 Среднее квадратическое отклонение измерения, % 4,769 5,053 Среднее квадратическое отклонение среднего, % 20,232 21,436 Максимальный результат, % 92 90 Минимальный результат, % 26 24 Коэффициент Стьюдента (доверия) 2,1105 2,1105 Доверительный интервал, % 42,7 45,2 Результат измерения, % 70,3±42,7 72,3±45,2 Выборка результатов измерений имеет большой разброс, максимальное и минимальное значения отличаются более чем в два раза. Тем не менее, срав- нение средних значений показывает (с учетом больших значений среднего квадратического отклонения среднего) практически равные значения процентов правильных ответов у экспериментальной и контрольной групп. ГОСТ Р 8.736-2011 [8] предлагает оценивать грубую ошибку по крите- рию Граббса. Грубая ошибка (промах) – ошибка, существенно превосходя- щая ожидаемую в заданных условиях. Промахи относятся к аномальным результатам измерений, поэтому важно проанализировать их причину, по- вторив эксперимент [2].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=