Молодежь и наука 2017
342 боты с учебником (Л. И. Булавинцева [2], Д. Н. Зайцев [7], Г. И. Лернер [7], И. Д. Мухина [4], А. А. Павлов [6], И. Н. Пономарева [3], С. В. Суматохин [5] и другие). Однако отсутствие необходимого обучения работы с текстом приводит к тому, что ученики не умеют анализировать текст учебника, не могут выявить логические связи между фактами, понятиями, законами, не могут установить связь между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами, не умеют преобразовывать информацию в схему, таблицу. Возникшие проти- воречия порождают проблему исследования, заключающуюся в отсутствии в практике работы современной школы методики, которая позволяла бы фор- мировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия по из- влечению, переработке и структурированию информации на основе работы учащихся с учебником на уроках биологии. Таким образом, была сформулирована проблема нашего исследования, ко- торая заключается в обосновании необходимых условий эффективного форми- рования аналитических способностей учащихся на уроках биологии посредст- вом работы с учебником биологии. Цель: определить, насколько эффективно влияют психолого-педагогичес- кие условия на эффективность формирования аналитических способностей у подростков на уроке биологии. Объект исследования: учебная деятельность учащихся на уроках биологии. Предмет исследования: психолого-педагогические и методические условия эффективного развития аналитических способностей школьников на уроках биологии в 7 классе. Гипотеза исследования: развитие аналитических способностей учащихся на уроках биологии будет более эффективным, если: – учитываются психологические особенности учащихся подросткового возраста; – осуществляются разнообразные формы работы с учебником биологии (работа с текстом, вопросами и заданиями к учебному тексту, иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками учебника биологии 7 класса); – используется система заданий, направленная на поиск информации (по- иск объекта по известному названию, отбор подходящей информации), анализ информации (определение главного и существенного, выделение смысловых частей, выявление причинноследственных связей в информации), перевод ин- формации из одного вида представления в другой; – реализована система метапредметных связей. Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач: 1. На основе изучения педагогической, психологической и методической литературы уточнить содержание понятия «анализ» и «аналитические»; выявить теоретические и методические основы развития аналитических способностей. 2. Рассмотреть психологические возрастные особенности подросткового возраста.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=