Молодежь и наука 2017
341 Я. А. Татаринова Факультет естественных наук, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – И. Л. Федотенко ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТА Современные подростки живут в новую эпоху – эпоху информационного пресыщения, и, в связи с окружающим их переизбытком информации, перед учителями становится новая проблема – помочь учащемуся не оказаться жерт- вой этой информационной «лавины». Для большей приспособленности уча- щихся необходимо развивать их аналитические способности, в противном слу- чае это ведет к снижению критичности мышления, способности к обработке информации, и, наконец, к неспособности принять верное решение на основе имеющихся данных. Однако, развитие аналитических способностей не является объектом целенаправленного внимания учителей. В связи с совокупностью выдвигаемых требований ФГОС к компетенциям современного школьника особую актуальность приобретает проблема развития аналитических способностей школьников. Организовать познавательную деятельность на уроках биологии невоз- можно, если у учащихся не развиты аналитические способности. Как показыва- ет практический опыт, учащиеся не всегда обладают умениями поиска, отбора нужной информации, сравнения и интерпретации, анализа и синтеза получен- ных данных, их представления и передачи, умением моделировать, оценивать информацию. Поэтому в современных условиях обучения биологии обязатель- но необходимо обращать внимание на развитие умений по работе с информа- цией, представленной в различной форме, с помощью различных средств. Данная группа умений, формирование которых возможно в процессе обу- чения биологии и напрямую связана с аналитической деятельностью, с точки зрения классификации, предложенной Н. А. Лошкаревой [9], относится к учеб- но-информационным умениям. Состав учебно-информационных умений до- вольно сложный и представляет собой совокупность умений работать с инфор- мацией в целом. Приоритетными и наиболее актуальными источниками информации в про- цессе школьного обучения биологии являются тексты учебника. Освещая про- блемы методики обучения биологии, Д. И. Трайтак обратил внимание на учеб- ник, который считал универсальным средством обучения биологии. Учебник, по мнению ученого, включает истины, усвоенные людьми в определенный пе- риод времени, в нем находят выражение такие логические средства, как срав- нение, различия, описания, доказательства, факты [69]. Работа с текстами помогает осуществлять познавательную учебную дея- тельность. Не случайно, в последние годы методисты-биологии стали уделять особое внимание проблеме развития аналитических способностей на основе ра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=