Молодежь и наука 2017

339 альная сеть. Следующие основные ситуации использования Интернета были выделены и изучены профессором Д. Кристалом: • электронная почта; • синхронные и асинхронные чаты; • виртуальные миры (MUDs); • всемирная паутина [7]. Для компьютерного дискурса типично отсутствие ощутимой социальной, гендерной и возрастной градации. Эта градация замещается специально соз- данной моделью поведения. Например, на уровне интернет-форума имеет место градация «Модераторы-посетители», в которой модераторы наделены некото- рыми полномочиями в сфере управления на данном форуме. Рассматриваемый вид дискурса ограничен техническими возможностями (наличие у собеседника компьютера, доступа в Интернет) и человеческим фак- тором (нахождение адресата в сети или на определённом веб-ресурсе в данный момент). Интернет-дискурс не имеет временных и пространственных границ, так как является созданной с определенной целью коммуникативной средой. Он делает возможным взаимодействие между пользователями, вне зависимости от их географического положения и временной зоны. Интернет-дискурс включает в себя процесс создания текста на одном ряду с прагматичными, культурными, психологическими и социальными факторами и механизмами сознания людей – когнитивными процессами. Лексика Интернета представляет собой формы письменной и устной речи; заключает в себе определенные черты технического жаргона, неформальной лексики, но также охватывает и общеупотребительную лексику. Это в некото- рой мере связано со спецификой использования данной лексики, а также со- циокультурными факторами ее формирования и распространения. Использование интернет-лексики быстро расширяет свои границы, стано- вится стабильнее, отделяется от других функциональных сфер национального языка, наделяется индивидуальными языковыми качествами. Лексические еди- ницы интернет-пространства укореняются в речи носителей языка, что приводит к снижению и разрушению установившейся речевой нормы. Разрастающаяся языковая подсистема Интернета наряду с языковой системой науки и техники способствует созданию необходимых условий для обогащения словарного со- става языка, а это в свою очередь является одним из важнейших факторов раз- вития любого языка. Язык Интернета всё больше обращает на себя внимание языковедов и уче- ных, которые пытаются найти в языке отражение социальных процессов. Ис- следование языка Интернета находится ещё на начальной стадии, изучение языка Интернета перспективно, имеет целый ряд аспектов, индивидуальных особенностей, которые ожидают своих исследователей. Литература 1. Ахренова, Н. А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явле- ние и его языковое оформление : Автореф. дис. … д-ра филол. наук / Н. А. Ах- ренова.– М., 2009.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=