Молодежь и наука 2017

337 зуется на уровне «частное – общее», или «вид – род». Другими словами, текст («языковая форма и значение») в совокупности с личностными и социальными характеристиками адресата и адресанта, а также культурными и другими аспек- тами социальной ситуации и есть, с точки зрения Т.А. ван Дейка, дискурс [8]. Дискурс в широком смысле (как комплексный коммуникативный акт) – есть коммуникативный акт, происходящий между говорящим и слушающим (наблю- дателем и др.) в ходе коммуникативного действия в указанном пространствен- ном, временном и ином контексте. Это коммуникативное действие (КД) может отражаться в речи, письме, иметь невербальные и вербальные компоненты. Ти- пичные примеры – обычная беседа с другом, диалог между врачом и пациентом, чтение книги. Дискурс в узком смысле возникает в тексте или диалог. Согласно данным, имеющимся в научно-публицистической литературе, вы- деляют следующие разновидности дискурса: персональный, дипломатический, политический, юридический, административный, педагогический, научный, ме- дицинский, религиозный, спортивный, рекламный, деловой, военный, сцениче- ский, массово-информационный. Каждая из них обладает своими особыми при- знаками и характеристиками. Так, например цель политического дискурса – захват и удерживание власти, педагогического дискурса – социализация подрас- тающего поколения, медицинского дискурса – оказание квалифицированной по- мощи пациенту и т. д. [3]. В настоящей статье в центре внимания находится ин- тернет-дискурс. Вслед за таким исследователем как В. И. Карасик под интернет- дискурсом мы понимаем всю совокупность текстов, сочетающая в себе общую тематику, связанную с современными информационными технологиями [4]. Начало интенсивного использования термина «дискурс» в отечественной лингвистике в своё время отметила Т. М. Николаева. Произведённый ею анализ возможных значений данного термина в 1970-х годах, момент его вхождения в терминологическое пространство отечественной лингвистической науки, дал возможность исследовательнице выделить следующие значения дискурса: 1) связный текст, 2) устно-разговорная форма текста, 3) диалог, 4) группа вы- сказываний, связанных между собой по смыслу, 5) речевое произведение (письменное или устное) как данность [5]. Считается, что коммуникация и компьютерный дискурс стали идти по сво- ему пути развития, обретая свои уникальные черты в 1971 году, когда была разработана первая программа для отправки электронных сообщений, первое новое технологичное средство коммуникации, положившее начало всеобщей перестройке системы взаимосвязи людей. Н. А. Ахренова выделяет интернет- дискурс как отдельный вид дискурса и утверждает, что его специфика, обу- словленная прежде всего его своеобразной сферой проявления и распростране- ния, отражается во всех областях: присутствуют графические и орфографиче- ские, лексические, грамматические языковые особенности [1]. Назначение интернет-коммуникации бесспорно пересекается с целями коммуникации в целом, но здесь также присутствуют довольно существенные различия. А. А. Селютин указывает на разную вовлечённость пользователя в Интернет-коммуникацию. Она может быть пассивной (просмотр новостей, чтение различной информации в форме текста, посещение различных сайтов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=