Молодежь и наука 2017

336 В. Ю. Сухотина Факультет иностранных языков, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель ̶ Л. В. Миляева ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ДИСКУРСА Настоящая статья носит реферативный характер и посвящена основным аспектам такого явления в современной лингвистике как интернет-дискурс. В данной статье мы рассмотрим само понятие «интернет-дискурс», осветим не- которые его лингвистические и стилистические особенности. Неоспоримым яв- ляется тот факт, что интернет в целом и само понятие «интернет-дискурс» прочно вошло в нашу жизнь. Данным вопросом занимаются такие исследовате- ли как: Сьюзан Херринг, Сьюзан Барнс, Наоми Барон. Среди отечественных исследователей, занимающихся проблемами изучения компьютерного дискурса следует отметить работы Л. Ю. Иванова, Е. Н. Галичкиной, В. Ю. Нестерова, Д. В. Галкина и др. Однако, прежде, чем перейти к анализу непосредственно интернет-дискурса и его особенностей, представляется необходимым рассмот- реть такое понятие как «дискурс», которое в данной статье является базовым. Понятие «дискурс» существует в лингвистике не первое десятилетие и вы- зывает интерес многих ученых лингвистов. У истоков исследования стояли та- кие ученые как Ван Дейк, Э. Бенвенист, З. Харрис и М. Фуко, Ю. С. Степанов и Н. Д. Арутюнова. Согласно исследованиям Ван Дейка по дискурсом следует понимать «сложное единство языковой формы, значения и действия, которое могло бы быть наилучшим образом охарактеризовано с помощью понятия ком- муникативного события или коммуникативного акта. Преимущество такого по- нимания состоит в том, что дискурс, нарушая интуитивные или лингвистиче- ские подходы к его определению, не ограничивается рамками конкретного языкового высказывания, т. е. рамками текста или самого диалога. Анализ раз- говора с особой очевидностью подтверждает это: говорящий и слушающий, их личностные и социальные характеристики, другие аспекты социальной ситуа- ции, несомненно, относятся к данному событию» [8]. Более того, ученый говорит о разговорной и интеракциональной сущности дискурса, хотя, как он утверждает, «в письменных или печатных типах дискур- са такая интеракциональная природа этого явления менее заметна: писатель, текст, читатель находятся не в таком тесном взаимодействии в пределах единой ситуации, локализованной в пространстве и времени.» Итак, процесс зарождения дискурса для Т. А. ван Дейка осуществляется в процессе коммуникации. Причем диалог говорящего (создающего дискурс) и слушающего (адресата) присутствует всегда, т. е. интеракциональность – им- манентное свойство дискурса. Адресант, создавая высказывание, использует понятные адресату лексические единицы, т. е. новое рождается в дискурсе при помощи уже знакомого, иначе не выполнится главное условие коммуникатив- ного акта – взаимодействие. Соотношение «текст – дискурс» у ученого реали-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=