Молодежь и наука 2017
330 Процесс формирования научного мировоззрения складывается из форми- рования представлений о картине мира, о процессе научного познания, научно- го мышления и материалистических убеждений. Формирование представлений о картине мира основывается на глубоком усвоении фундаментальных понятий и идей с выделением их мировоззренче- ской стороны, использовании понятий о мире и его структурных элементов, диалектико-материалистическом истолковании основ, приводящим к выводам философского характера. Основным средством формирования научного мировоззрения в учебно- воспитательном процессе является создание условий для усвоения учащимися системы знаний, которая отражает, насколько это возможно, структуру совре- менного научного знания, организуется вокруг и на основе методологических идей, теорий и принципов. По мнению М. И. Морозовой, к мировоззренческим значимым знаниям следует отнести знания о действии законов в мире и их познании; знания о жи- вой природе как материальном единстве; знания об обществе как компоненте живой природы; знания о человеке и его функциях. Данная совокупность опре- делена для процесса изучения биологии в школе и явно неполна. Действитель- но, при изучении общеобразовательных предметов у школьников складываются представления о наиболее общих законах развития природы, общества и чело- веческого сознания. Кроме этого, предметы естественнонаучного цикла – физи- ка, химия, биология, география, астрономия – подводят к пониманию общих законов развития неорганического и органического мира, количественных и ка- чественных изменений веществ, эволюции развития природы живых организ- мов, в том числе и человека, доказывают материальность мира и объективный характер его развития, его познаваемость и относительность истины, его диа- лектичность и взаимосвязанность природных явлений. Социогуманитарные дисциплины рассматривают то, как возникло и прогрессирует человеческое общество; что является движущей силой современных социально-экономи- ческих и политических явлений; каково место человека и его сознания в разви- тии общества [9, с. 6]. Чтобы знания переросли во взгляды и убеждения, нужно, чтобы они про- никли в сферу чувств и переживаний учащихся. В этом смысле важным сред- ством формирования научного мировоззрения предстает создание в педаго- гическом процессе положительного эмоционального состояния учащегося и воспитание его воли для преодоления препятствий и трудностей, возникаю- щих в учении. Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым компонентом в со- став мировоззрения входит практическо-действенный компонет. В связи с этим значимым средством формирования научного мировоззрения школьника можно назвать организацию разнообразной воспитательной деятельности, причем сфера практических действий учащихся должна быть достаточно широкой. Таким образом, педагогическая проблема формирования научного миро- воззрения у младших школьников состоит в создании условий для усвоения учащимися системы знаний, отражающей структуру современного научного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=