Молодежь и наука 2017

329 лигии, философии или искусства и обработанных научным методом [3, с. 120]. Научное мировоззрение различается по эпохам, при этом имеет собственные за- коны изменения и особые формы проявления. Научное мировоззрение способно влиять на мысли и чувства людей, поскольку опирается на научные истины. В состав научного мировоззрения входят такие компоненты, как знания и убеждения, ценностные ориентации, идеалы и нормы деятельности людей, причем подвижным элементом являются именно знания. Знания представляют собой содержательную компоненту научного мировоззрения, а убеждения – ценностно-окрашенное, эмоциональное и нравственное отношение к знаниям, к реальности. Н. В. Дмитриева выделяет следующие компоненты научного мировоззре- ния (см. табл. 1). Таблица 1 Содержание компонентов научного мировоззрения [4, с. 62] Компоненты научного мировоззрения Содержание компонентов 1. Научные знания Система научных знаний. Знание эволюции возникновения мира и человека; знания о Вселенной, о солнечной системе, о Земле; осознание роли человека в преобразовании природы и развитии человеческой цивилизации 2. Научные взгляды Сформированность научной физической картины мира; мотивированное (активное) отношение к учебе, получению новых знаний, стремление осмысливать, анализировать, систематизировать полученные знания 3. Научно- нравственные идеалы и ценностные ориентации Наличие в системе ценностных ориентаций личности школьников научных и нравственных эталонов в области науки: отношение к природе и цивилизации на основе общечеловеческих ценностей, гуманизма, нравственности 4. Научные убеждения Уверенность в своих знаниях, основанных на научно доказанных фактах, обоснованная убежденность во взглядах и идеалах, критическое отношение к действительности, побуждение к деятельности согласно научным и нравственным идеалам. Отстаивание своих научных и нравственных идеалов в социальных отношениях Соответственно, в качестве критериев, по которым можно судить о сфор- мированности научного мировоззрения рассматриваются: 1) усвоение мировоз- зренческих знаний и приобретение способности применять усвоенные знания в процессе изучения нового материала; 2) наличие научных взглядов; 3) нали- чие научно-нравственных идеалов; 4) наличие убеждений, адекватных научно- му мировоззрению. К основным показателям сформированности научного мировоззрения учащихся относятся уровень усвоения именно научных миро- воззренческих идей и знаний, взглядов и убеждений учащихся. Формирование мировоззрения – это долговременный и сложный процесс развития в органическом единстве и одновременно научного сознания, бази- рующегося на научных знаниях, культуры мышления, чувств и эмоциональных отношений, целеустремленности и культуры волевых действий [11, с. 95].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=