Молодежь и наука 2017

328 В. М. Силютина Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Л. В. Хорун ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Понятие «мировоззрение» можно определить следующим образом: это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эсте- тических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Как пра- вило, выделяют следующие основные типы мировоззрений: философское, на- учное, обыденное, религиозное, мифологическое [13, с. 18]. С мировоззрением тесно связаны такие понятия, как «общая картина ми- ра», «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует связь и единство. Так, отношение понятия «миро- понимание» к мировоззрению таково, что оно представляет собой лишь поня- тийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Мироощущение – это отно- шение человека к природе и окружающей действительности, которое выражено в его различных настроениях, чувствах, действиях и поступках [6, с. 241]. Ми- роощущение выступает в качестве эмоционально-психологической основы мировоззрения, в то время как миропонимание является его познавательно- интеллектуальной стороной. Если используются наглядные представления, то в этом случае мироощущение становится мировосприятием [7, с. 9]. По от- ношению же к общей картине мира для мировоззрения характерна более высо- кая интеграция знаний и наличие не только интеллектуального, но и эмоцио- нально-ценностного отношения человека к миру. Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительно- сти и самим себе. Основными структурными единицами мировоззрения явля- ются взгляды и убеждения. Мировоззрение имеет огромный практический смысл, т. к. оно влияет на интересы, труд и быт людей. В классовом обществе мировоззрение носит клас- совый характер, отражает различное положение и условия жизни людей. По своему содержанию и направленности мировоззрение может быть научным и ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным и реакционным. Согласно В. И. Вернадскому, научное мировоззрение – это определенное отношение к миру явлений, при котором явления, доступные научному изуче- нию, могут быть объяснены и эти объяснения не будут противоречить основ- ным принципам научного познания. В работе «О научном мировоззрении» уче- ный пишет, что научное мировоззрение не является чем-то законченным, а его формирование представляет собой сложный процесс. Оно состоит из научных истин, логически доказанных умозаключений и идей, вошедших в науку из ре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=