Молодежь и наука 2017
321 Д. О. Сафронова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. О. Савина ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ Учебный процесс должен развивать интеллект школьников, воспитывать в них личность, развивая их мышление, самостоятельность, эмоциональную сфе- ру, при этом формируя мотивы учения. И, конечно, важнейшим элементом этого процесса являются методы обучения детей. Известно, что словесные методы по- зволяют за короткий срок времени передать большую по объёму информацию, поставить перед учениками проблему и указать пути решения. Однако использо- вание только словесных методов недостаточно, особенно для детей с наглядно- образным мышлением. А большинство детей, приходящих в школу, имеют именно такой вид мышления, когда результат запоминания становится выше при опоре на наглядный материал. Кроме того, процесс восприятия у младших школьников неразрывно связан с эмоциями. Их внимание можно привлечь яр- ким, наглядным материалом и живым, эмоциональным его изложением. Ребёнку важно то, что пробуждает интерес. Следовательно, всё, что связано с наглядно- стью и яркостью, вызывает у детей сильные чувства и в связи с этим запомина- ется легко и надолго. Таким образом, использование наглядных методов повы- шает интерес детей к учению, тем самым повышается и работоспособность учащихся, и эффективность обучения. Также наглядность обеспечивает разно- стороннее формирование образов, способствующих прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизненными ситуациями. Можно считать, что проблема необходимости применения наглядных ме- тодов становится всё более актуальной и распространённой в наше время. Это связано с тем, что принцип наглядности получает всё большее распространение в педагогике, так как в современном мире появляется огромное количество на- глядных пособий, тем самым развивается возможность их использования в на- чальной школе. Если говорить конкретно об обучении младших школьников грамоте, то принцип наглядности − неотъемлемая часть процесса обучения, так как пра- вильное использование наглядности на уроках обучения грамоте способствует формированию чётких представлений о понятиях, развивает мышление и речь. Приведём несколько примеров наглядных пособий, которые могут быть использованы при обучении детей грамоте. Так, например, сформировать у де- тей навык различать твёрдые и мягкие согласные звуки поможет наглядное по- собие «Тим и Том» (рис. 1). Данное пособие состоит из двух картонных чело- вечков синего и зелёного цвета и разрезной азбуки. Дети определяют мягкость того или иного согласного в слове и прикрепляют этот согласный к определён- ному человечку. Мягкие согласные прикрепляют к зелёному человечку, твёр- дые – к синему.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=