Молодежь и наука 2017

318 В. В. Сафонова, А. А. Мареева Факультет истории и права, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. Ю. Каширин ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ПИФАГОРА О ЧИСЛЕ КАК ПЕРВОНАЧАЛЕ МИРА Пифагор Самосский – полулегендарный эллинский мыслитель, духовный и политический деятель, основоположник пифагоризма, математик. Сам Пифа- гор свои мысли не записывал, а его ученики излагали взгляды не учителя, а свои собственные. У каждого из них была своя теория, и если система Пифа- гора и существовала, то вывести её напрямую затруднительно. Отсутствие пер- воисточников компенсирует то, что по историческим и легендарным традици- ям, Пифагор и пифагорейцы упоминаются в трудах Ксенофана, Гераклита, Эмпедокла, Геродота, Иона Хиосского, Демокрита в книге «Пифагор», софис- тический трактат «Двоякие речи», Антисфена и Сократа. Согласно Пифагору, принципы математики – числа – в то же время являются и принципами мира, а числовые отношения, пропорции – отражением гармонии самого мира. Рассуждая об открытиях в философии, можно сказать, что в целом фило- софия есть продолжение работ Платона и Аристотеля и ничего особо новаци- онного в философии произойти не может. Исходя из этого, возникает вопрос: как же и Платон, и Аристотель смогли познать всю мудрость мира? Ответ прост: чтобы сформировать философскую и в расширенном варианте научную структуру, придать некоторую структурную жесткость будущим знаниям всей науки, нужно обратиться к предшественникам, полулегендарным личностям. Это и Парменид, Гераклид, Демокрид, и, собственно, Пифагор (пифагореизм). В частности эти философы пошли против культуры, построенной на мифе, они не планировали строить всевозможные научные гипотезы (такого понятия не было в то время). Каждый из них увидел мир по-своему, в иных измерениях: Парменид видел мир как «Единое», Гераклид как вечную «борьбу», а Пифагор как «Число». К Пифагору относят только отдельные идеи и открытия. В его интересах были космология, астрономия, математика. Космогония Пифагора объясняла зарождение мира взаимодействием двух начал, «предела» и «беспредельного». Последнее, взятое у Анаксимандра, отождествлялось с пустотой и в то же вре- мя с безграничной пневмой, атмосферой, которая облегала космическое про- странство. Космос «поглощает» внутрь себя пневму, где она ограничивается «границей», и дает основание отдельным предметам. Предел и беспредельное представляют немаловажную значимость как у пифагорейцев, так и в античной философии в целом. В геометрии Пифагор продолжил исследования Фалеса, дав им наиболее научный и теоретический вид. Именно теория пропорции Пи- фагора связала все точные науки. Большой вклад пифагорейцы внесли в создание дедуктивной геометрии, изобретение иррациональности. Их труды – основа I–IV книг «Начал» Евклида,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=