Молодежь и наука 2017

316 М. П. Савченко Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Н. Чеснова ФИЛОСОФИЯ БУНТА В РАБОТАХ АЛЬБЕРА КАМЮ Одним из известных и необычных французских писателей и философов XX века является Альбер Камю. Необычный мыслитель уже при жизни заслу- живший наименование «Совесть Запада» (отказывался от высших почетных на- град). Нобелевский лауреат (1957 г., литература), деятельность которого проте- кала в направлении экзистенциализма, выстроивший стройную философскую концепцию абсурдизма опираясь как на идеи отечественных, русских филосо- фов (Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев, Ф. М. Достоевский) и западных мыслителей (Э. Гуссерль, С. Кьеркегор, Фр. Ницше). В виду современного состояния обще- ства, его проблем, самого человека и его поиска смысла жизни мы считаем ак- туальным обращение к рассмотрению творчества А. Камю, к раскрытию его философии бунта. Необычность, бунт раскрывается уже в самом понимании мыслителем своего места в гуманитарном знании. Сам Камю не относил себя к философам, и тем более к экзистенциалистам (он выражал открытое несогла- сие с ними во многих вопросах). Но его работы пронизаны философским влия- нием, характеризуется как иррелигиозный (атеистический) экзистенциализм. Само философское мировоззрение Камю не слишком систематично, творчество по большей степени противоречиво. Характерной чертой его творчества и ми- ровоззрения является глубокий пессимизм и стремление жить и любить, осно- ванное на собственных чувствах. Камю разделял все свои произведения на два цикла: 1) цикл посвящен теме абсурда (философское эссе «Миф о Сизифе», повесть «Посторонний» и пьеса «Калигула»); 2) цикл посвящен теме бунта (эссе «Бунтующий человек», роман «Чума» пьеса «Праведники»). Идея абсурдности существования, бунт против че- ловека этого является фундаментальным мотивом в творчестве Камю. Согласно Камю, человек осознает абсурдность бытия, как только его сознание пробужда- ется. Осознание связано с несправедливостью и неясностью удела – это порож- дает в человеке бунт. Цель бунта – преображение, а мотив в том, что «человек – единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть» [1]. «Бунтующий человек» – одна из ключевых философских работ по пробле- ме бунта у А. Камю. Главная идея работы – бунтарь выступает против неспра- ведливости человеческой судьбы, чувство бунта в человеке заставляет его пой- ти против системы и заставляет окружающих считаться с ним и его жизненной позицией. Для раскрытия бунта автор обращается к исследованию творчества «бунтующего» маркиза Д. А. Ф. де Сада. Альбер Камю рассматривает бунт как ценность – раб восстает против рабовладельца, против устоявшегося режима, в котором отрицается то, что характерно всем порабощенным людям. Бунтую- щий человек выступает в защиту всех людей вообще. В своей работе Камю пи- шет, что бунт невозможен в обществах, где различия между людьми слишком

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=