Молодежь и наука 2017
308 ратуры можно направить мысль ученика в правильное русло либо при выпол- нении проектного задания, если у учащегося возникают затруднения. 4. Прием «Эврика». Учитель создает такую ситуацию, в которой обучающийся сам приходит к интересному умозаключению или выходу, раскрывающий до этих пор неиз- вестные собственные личностные качества. Например, можно предложить уче- никам создать образ главного героя произведения любыми методами: с помо- щью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. 5. Задания разной сложности. Этот прием позволяет каждому обучающемуся выполнить задание, кото- рое ему под силу, при этом ощущая успешность. Можно выделить несколько уровней сложности на усмотрение учителя. Примером приёма на уроке русско- го языка могут послужить такие дифференцированные задания по теме «Обо- собление приложений»: Задание для группы А (работа с текстом) 1. Проставьте знаки препинания в тексте. 2. Найдите приложения. Объясните, почему в некоторых предложениях приложения не обособляются. 3. Составьте 3 предложения с несогласованным приложением. Задание для группы Б (работа с отдельными предложениями с прило- жениями) 1. Найдите обособленные приложения в предложениях. 2. Составьте 3 предложения, где приложения не обособляются запятыми. Предполагается, что задания раздаются в печатном виде каждому ученику в зависимости от его уровня. Стоит заметить, что учитель контролирует ситуацию успеха, но для обу- чающихся в классе идёт абсолютно естественный образовательный процесс. Если говорить о конкретных условиях и заданиях, которые способны соз- дать ситуацию успеха, то это может быть создание своего рода портфолио. Это позволяет наглядно представить личные достижение и заслуги учащегося, по- смотреть на них «со стороны». Мы говорим не об активности во внеурочной деятельности, а о достижениях на предметах русского языка и литературы. Главным разделом в таком «портфолио» будет «Работы, которыми я горжусь». Преимущество этого раздела в том, что туда можно помещать не только кон- курсные работы, заслуживших какие-либо награды, но и работы школьной уроч- ной деятельности, в том числе сочинения, эссе, очерки, сложное домашнее зада- ние, выполненное на отлично – то, что нравится учащемуся. Также портфолио помогает проследить личностный рост не только за счёт количества, но и качест- ва работ. В сочинениях становится меньше орфографических ошибок, больше метафор и эпитетов, эссе становятся большего объёма и так далее. Задания могут быть разнообразными, интересными и сложными настолько, чтобы обучающиеся могли найти решение, но не сразу, а лишь путём приложе- ния усилий. Мы должны помнить, что на уроках должна присутствовать поис- ковая деятельность, а не приемствование готовых знаний от учителя. Спросить, например, с каким произведением можно сравнить балладу М. Ю. Лермонтова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=