Молодежь и наука 2017
307 Одним из инструментов в руках учителя для решения поставленной задачи является создание ситуации успеха. С педагогической точки зрения это целена- правленное, организованное сочетание условий, при которых создается воз- можность достичь значительных результатов деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом [2]. Потенциал уроков русского языка и литературы значителен, так как здесь имеется обширное поле для творчества и свободы мышления в рамках учебной программы как у обучающихся, так и у педагога. Оценивая проделанную рабо- ту школьника, его путь к выводу, новые идеи и взгляды, учитель русского язы- ка и литературы должен в первую очередь подчеркнуть их достоинства, стре- мясь к позитивности и избегая негативных эмоций. Когда обучающийся понимает, что ему в поисковой деятельности удаётся решение поставленной задачи или что он смог преодолеть затруднения и нега- тивные факторы, такие как, например, неопытность или страх, у ученика появ- ляется чувство удовлетворённости, радости от проделанной работы, стремление к активности и мотивация к деятельности. Поэтому педагог должен опираться на рефлексивный компонент, позволяющий школьникам обратить внимание на своё эмоциональное состояние в ситуации успеха, определить причины дости- жения цели. Существует несколько технологических приёмов (вариантов моделирова- ния) создания ситуации успеха на уроках русского языка и литературы: 1. Эмоциональное поглаживание (похвала). Является одним из самых распространенных и эффективных приёмов. Он основан на высказывании учителем одобрения, положительной оценки решению поставленной задачи учащемуся либо всей группе. Ситуаций, где можно применить похвалу, на уроке литературы множество. Это может быть удачно написанное сочинение, применение многочисленных интересных обо- ротов в нём, аргументация своей точки зрения, с выражением прочитанное наизусть стихотворение, изложение, хорошая подготовка упражнений, задан- ных на дом. Кроме того оценку может получить как проделанная работа в це- лом, так и её деталь. 2. Коллективная похвала. В этом случае принять участие в положительной оценке должен не только педагог, но и весь класс. Такой приём даёт человеку уверенность в себе, в том, что его деятельность получила всеобщее признание. Например, таким образом можно «вознаградить» участника/призёра олимпиады по литературе, создателя интересного культурно-просветительного проекта. Однако стоит помнить о том, что применять первые два метода слишком часто нецелесообразно, так как в этом случае ценность похвалы для класса снижается. 3. Скрытая помощь через подсказку. Педагог косвенно, через подсказку (намек, совет) обозначает учащемуся более эффективный, успешный путь решения задачи. Учитель только курирует деятельность учащегося и не лишает его возможности прийти к решению про- блемы самостоятельно. Так в ходе дискуссии, при устном ответе на уроке лите-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=