Молодежь и наука 2017

306 О. Е. Пушкова Факультет русской филологии и документоведения, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. И. Ешкина СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Для развития детей и подростков чрезвычайно важна учебная деятель- ность, ведь именно она позволяет человеку получить необходимые знания, умение ими пользоваться, освоить часть культурного опыта. В ходе образова- тельного процесса обучающийся развивается всесторонне: приобретаются и улучшаются умственные и физические показатели, происходит становление его личностных качеств. В соответствии с этим Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предъявляет определённые тре- бования к предметным, метапредметным и личностным результатам. Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельно- сти обучающегося. Ученик является субъектом образовательного процесса, то есть его инициативность, активность, самостоятельность в познавательной деятельности, высокая внутренняя мотивация и, наконец, интерес к обучению являются важными показателями для развития школьника. Поэтому актуальна проблема активизации познавательной деятельности обучающихся. Педагог должен «подогревать» познавательный интерес детей, чтобы те с удовольствием, то есть с наибольшей продуктивностью и результативностью, принимали уча- стие в процессе обучения. И в ФГОС ООО в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» мы видим в подразделе о личностных результатах такое требование: «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности» [1]. Проблемой является то, что, претерпевая различные неудачи во время уро- ка, обучающийся теряет познавательный интерес. Об этом ещё писали Ян Амос Коменский и Константин Дмитриевич Ушинский, считая интерес основным внутренним стимулом и основным путём успешного хода образовательного процесса. Ученик не хочет выполнять домашнюю работу, если, затратив время и силы, у него не получилось сделать её успешно в прошлом. Не получив должного результата, который бы соответствовал приложенным усилиям, школьник не видит учёбу путём самореализации, что может привести к отказу от инициативы. Также мы можем говорить о том, что проблему усвоения мате- риала составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного раз- вития устойчивого внимания и волевых усилий. Многие школьники, увидев пе- ред собой трудное задание, не стараются выполнить его, потому что боятся неудачи. «Зачем тратить силы, если всё равно ничего не получится?» – задаёт себе вопрос ученик. И очень важно для педагога не допустить этого вопроса.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=