Молодежь и наука 2017

3 М. К. Аксенова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Л. В. Хорун ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Проблема формирования эстетических ценностей у младших школьников является одной из актуальных в современной педагогике, это подтверждают со- временные исследования. Для успешного решения данной проблемы требуется серьезная целенаправленная работа, поиск наиболее эффективных способов формирования эстетических ценностей у младших школьников. В соответствии с этим выделяются следующие этапы деятельности уча- щихся в формировании эстетических ценностей: формирование понятий и представлений об изучаемом объекте через выявление значимости данного объекта для жизни, для человека; первичное переживание ценности, путем воз- действия на эмоциональную сферу ребенка, создания эмоциональной ситуации; включение переживания в эмоциональный опыт через реализацию эмоций в действии, поступке; рефлексия: осознание ребенком своего отношения к дру- гим людям, социальным явлениям, природе [3]. Эстетический потенциал уроков по окружающему миру состоит в оцени- вании младшими школьниками (определении наличия тех или иных качеств) и ценности (признание значения) объектов и явлений с эстетических позиций, объяснении и оправдывании того, что кажется на первый взгляд необычным или противоестественным. Предметом анализа и обсуждения могут быть не только поступки людей или положительные качества личности, но и любые объекты природы. На основе эстетического восприятия у младших школьников формируются эстетические представления, которые затем отражаются в разных видах эстетической деятельности (рисование, сочинение стихов и сказок, изго- товление поделок из природного материала и т. д.) [5]. Поскольку содержание эстетического воспитания, основой которого явля- ются эстетические ценности, включается в ряд школьных дисциплин начальной школы, для формирования эстетических ценностей использовались определён- ные педагогические условия на уроках окружающего мира. Выбор педагогических условий, направленных на формирование эстетиче- ских ценностей основывался на соответствии деятельности на уроке механизму присвоения ценностей детьми младшего школьного возраста: Первый уровень – уровень эмоционального принятия эстетических ценно- стей: предполагает эмоциональную мотивацию при формировании сенсорного опыта, первично-интуитивное понимание эстетического ценностного содержа- ния объекта, овладение способами эстетической ценностной деятельности. Второй уровень – уровень осознания эстетических ценностей: характери- зуется овладением способностью к эстетическому переживанию, эстетическим

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=