Молодежь и наука 2017

298 Тайсоном, «Элегантная Вселенная» с Брайном Грином и многие другие пробу- ждают интерес к науке у подростков и молодых людей, при этом являются коммерчески успешными. К сожалению, на данный момент в России нет ни од- ного научно-популярного сериала, который был бы так известен или успешен с любой другой точки зрения. Отметим, вместе с этим, определенную нехватку научного контента, наряду с ростом технических возможностей его донесения широкой аудитории. Это общемировая тенденция, которая обусловлена неко- торым «затишьем» в научном знании в целом, отсутствием громких открытий, прорывов в той, или иной области. Но в нашей стране наметился (пока слабо очерченный) поворот в сторону возрождения популяризации науки. Он выражен во многих аспектах, среди ко- торых, например: появление большого количества групп в соцсетях, посвящен- ных как науке в целом (Образовач, N+1, Naked Science и т. д.). Аудитория дан- ных групп превышает 10 тысяч человек. Например, в социальной сети «Вконтакте» группа «Образовач» на момент 30.03.2017 объединяла более 387 тысяч человек (подписанных на нее) [4]. Обладая мощнейшим ресурсом в виде такой широкой аудитории, молодые ученые, аспиранты, собирают по- жертвование на проведение популяризаторских мероприятий по всей стране. Курилка Гуттенберга, курсы «Постнауки» собирают тысячи человек по всей России. На этих мероприятиях молодые люди слушают лектора, задают ему вопросы, сами участвуют в дискуссиях. Отметим также частно-государственные каналы телевизионного вещания, входящие в медиахолдинг ВГТРК. Аудитория каналов «Наука 2.0», «Техно 24», «Моя планета» и других российских каналов вырастает из года в год (по дан- ным журнала Медиаскоп [7]). Большое количество научных передач о разных областях знаний привлекает все большее количество человек, которое теряют другие телеканалы (главным образом, Рен-ТВ, НТВ). Кроме того, от медиахолдинга «Цифровое телесемейство Первого канала» в России начнет вещание новый детский познавательный телеканал «О!», кото- рый будет ориентирован на младшую школьную аудиторию. Он будет содер- жать контент в виде премьер мультфильмов, развивающих программ, конкур- сов, викторин и так далее [6]. Так же отметим и современные российские научно-популярные сериалы, одним из самых массовых и подходящих детям и подросткам, с нашей точки зрения, является проект ТВ-Центр «История государства Российского», снятый по одноименному труду историка Н.В. Карамзина. В форме 3D-анимации сери- ал рассказывал основные вехи российской истории. Все вышесказанное позволяет сказать, что в России популяризация науки переживает своего рода Ренессанс. На первый взгляд, может показаться, что падение тиража печатных изданий научно-популярной периодической печати и сокращение их аудитории свидетельствует о резком падении интереса к нау- ке, катастрофическим изменениям в массовом сознании россиян, но изучение данной темы позволяет сделать вывод, что сама популяризация науки видоиз- менилась, то есть поменяла свою форму, перешла в другие источники: соци- альные сети, интернет-ресурсы, в том числе и приложения для смартфонов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=