Молодежь и наука 2017
295 Отчасти это можно объяснить падением спроса на печатную продукцию, в связи с развитием Интернет-ресурсов. Но столь значительное падение это объяснить не может, так как в 2000 году Интернет не был массово доступен на всей территории России. Это свидетельствует о кризисе советского формата научно-популярного издания. Современные российские научно-популярные издания можно условно классифицировать по их расположению на шкале «научность-популярность». Группа «А». Издания, в которых доля научно-популярной тематики более 50 %, среди авторов более половины – действующие ученые, большинство ма- териалов написаны научно-популярным стилем. В эту группу входят следую- щие издания: «Знание – сила», «Наука и жизнь», «В мире науки», «Химия и жизнь ХХI век», «История в подробностях», «Наука и техника», «Наука в фо- кусе», «Популярная механика», «NEWSCIENTIST.RU» . Особенно высокий процент научности приходится на издания РАН: «Природа», «Наука в России», «Земля и Вселенная», в которых стиль изложения материалов сочетает элемен- ты научно-популярного (публицистичность, образность) и научного (формулы, графики, таблицы, списки используемой литературы и т. д.). Группа «В». Баланс научности и популярности. Научная тематика не пре- вышает 50 % от общего объема журнала, среди авторов не менее половины – журналисты, а не ученые, научно-популярная стилистика не превышает 50 % материалов, широко представлены такие жанры как очерк, репортаж и т. д. В эту группу входят главным образом издания, имеющие большой коммерче- ский успех: «Вокруг света», «GEO», «NATIONALGEOGRAPHIC», «PSYCHO- LOGIES», «DISCOVERY», «Экология и жизнь». Группа «С». Условно научно-популярные. Включенные в эту группу из- дания не вполне соответствуют критериям научно-популярных журналов. При- чины у каждого из трех изданий различны, поэтому даем комментарий по каж- дому журналу. Особую опасность представляют издания, несущие в себе псевдонаучную информацию. Примером данного типа изданий могут служить следующие. 1. «Всемирный следопыт». Несмотря на присутствие в большинстве ката- логов и справочниках в рубрике «Научно-популярные издания», а также соот- ветствующее самопозиционирование, является скорее туристическим журна- лом. Материалов, популяризирующих науку, практически нет. 2. «Природа и человек». Позиционирует сeбя как «научно-популярный журнал для народного чтения». Стиль большинства публикаций не научно- популярный, доминируют морализаторские интонации, есть религиозная тематика. В связи с развитием Интернета (На данный момент он доступен большин- ству населения России), многие пользуются электронными версиями научно- популярных изданий и просматривают научно-популярные сайты. С помощью сайта http://pr-cy.ru/site-statistics/ нами была исследована статистика посещае- мости некоторых научно-популярных Интернет-ресурсов [5]. Данные приведе- ны в таблице:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=