Молодежь и наука 2017

294 К. Ю. Петрущенкова, Д. М. Грекова Факультет иностранных языков, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. В. Слобожанин ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ РЕСУРСОВ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Научные знания составляют фундамент мировоззрения современного че- ловека. Все люди изучают основы наук в школе, некоторые продолжают изу- чать науки в вузе, небольшое число – становятся учеными. Помимо такого специально организованного усвоения научных знаний существует еще и спон- танное, вызванное сиюминутным (иногда и долговременным) интересом. Большую роль для возможности удовлетворения и стимулирования подобного интереса играют научно-популярные ресурсы. Именно благодаря им происхо- дит популяризация современных научных открытий. Для начала исследования, уточним понятие популяризации науки. Популя- ризация – это «перевод» научных знаний в форму, понятную для обычного че- ловека [3]. Она является одной из важнейших сфер деятельности общества, так как научное знание само по себе является ценностью, но, кроме того, научное знание выполняет ряд конкретных, важных задач: • Накопить научный потенциал (что приведет к значительному росту эко- номических показателей, так как новые технологии внедряются в производство, упрощая его, либо ускоряя выпуск продукции и т. д.). • Обеспечить крупный рынок услуг, участники которого будут конкуриро- вать между собой (научно-исследовательские институты, университеты, част- ные научные лаборатории и т. д.). Популяризация науки мотивирует общество к получению знаний, к повы- шению престижа научных работников в обществе, уменьшению количества людей, придерживающихся лженаучных теорий. Интерес и доверие к такой науке, как, например, медицина, приводит к повышению доверия к врачам, снижению детской смертности, вследствие отказа от прививок, обращения к т. н. целительницам и прочее. В связи с трансформациями общественного сознания в России, переходом к рыночной экономике, падением авторитета ученых и науки в целом, проблема популяризации науки стоит как никогда остро, особенно если рассматривать данную проблему в контексте технологического отставания России. В последнее время интерес к печатным научно-популярным ресурсам в России существенно снизился. Это подтверждают данные о тиражах научно-по- пулярных изданий в СССР и современной России. Данные приведены в таблице [2]: Название журнала Тираж 1980-е гг., экз. Тираж 2000 г., экз. Уровень падения Наука и жизнь 3 400 000 40 000 85 раз Знание – сила 700 000 5 000 140 раз Химия и жизнь 300 000 5 000 60 раз Природа 84 000 1 800 46,7 раза Земля и Вселенная 55 000 1 015 54,2 раза

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=